Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Страница 3

Понятием «культура» (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» – жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане – к апокалипсису.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей подобное представление о религии отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что современная культура во многом утратила традиционный характер, стала секулярной, вне- и даже антирелигиозной. На протяжении XX века процесс секуляризации шел особенно интенсивно: влияние религии, наличие традиционных элементов в различных сферах современной культуры сведены к минимуму, либо уничтожены вовсе.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

С древних веков православные русские люди привыкли называть свою родную страну – Святою Русью, Русью Православною. И действительно, достойна была она этого имени, достойны были ее сыны называться сынами Руси Святой. «Не ведаю,- говорит один чужеземный путешественник древних времен, - не ведаю, какие люди на свете благочестивее русских чтут имя Божие…» Любили наши предки храмы Божие , повсюду строили и благолепно украшали, и со всем усердием их посещали. Вот как поучал, например, известный иерей Сильвестр, живущий при царе Иоанне Васильевиче Грозном, в своем « Домострое»: «По вся дни муж с женою и детьми и домочадцами, кто умеет грамоте, должны отпеть вечерню, повечерие, полунощницу, с молчанием, и со вниманием, и с краткостоянием, и с молитвою, и с поклонами. Ложася спать, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити, а в полунощи всегда, тайно встав, со слезами, прилежно к Богу молитися, елико вместимо, о своих согрешениях, а утром отпети заутреню и часы, а в неделю и в праздник – молебен… Домашняя молитва икрестное знамение употреблялись так часто, что ,по отзывам иностранцев, не легко было найти , кто бы в этом равнялся с русскими. Вставая от сна , принимаясь за какое-либо дело, выходя из дома и входя в него, проходя мимо церкви, часовни, иконы, или встречаясь с крестным ходом, слыша звук колокола , садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки полагали на себе крестное знамение, делали поклоны, произносили молитву, чаще всего:» Господи, помилуй»… Русские брали с собою святые иконы в путешествие в чужие края, при выступлении в поход, при защите города от врагов, при заключении договоров, при болезнях и других народных бедствиях, подносили царям. Патриархам и другим лицам. Посты, особенно Великий, наши предки соблюдали с особенной строгостью. При общественных бедствиях прибегали иногда к всенародному покаянию и посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога: так было в 1607 и 1611 годах, когда Русь страдала от внутренних смут и грабежей. Так ли мы живем? Держим ли предания, нам завещанные? (можно вставить поучение В. Мономаха).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Гендерные различия восприятия юношами и девушками родительской позиции матери и отца
Исследование тендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца представляет особый интерес. Известно, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что находит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведения, предписываемых общест ...

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru