Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Страница 2

Н. Гурьев в книге «О добре и зле» определяет духовность словами апостола Павла: «Плод Духа Святаго: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам, гл. 5).

В Философском словаре дано следующее определение: «Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей». Н. Бердяев определяет духовность как «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке».

Итак, понятие «духовность» предполагает наличие высшей красоты, гармонии как категорий эстетических и нравственности как категории этической. Можно сказать, что «духовность» выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим Началом (Абсолютом, Идеалом), Истиной, Вечностью через творчество, через проявление таланта человека.

Произведения, относящиеся к духовным, могут быть и светскими по содержанию. Но в религиозных произведениях духовность присутствует в иных образах и формах благодаря особенностям их тематики и содержания – в более концентрированном и целенаправленном проявлении. Не случайно в самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух». Святой Дух — одна из ипостасей Святой Троицы, Единого Бога. Таким образом, духовность – это проявление высшей красоты и гармонии. Не случайно в древности слово «Красота» было одним из имен Бога.

Красота и гармония в поведении человека, в его отношении к окружающему миру и людям получают свое выражение в понятии «нравственность».

«Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», — читаем в словаре С. Ожегова. Более емко понятие «нравственность» объясняет В. Даль: «Нрав — вообще, одна половина, или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух . Ко нраву относятся, как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа, раздор этих начал ведет к упадку . Общее выражение свойств человека, постоянных стремлений воли его, характера . житейские правила, привычки, обычаи . Нравственный быт человека важнее быта вещественного».

Таким образом, по В. Далю, «дух» определяет «нрав», союз «нрава» и «ума» образуют совершенство «духа». Даль подчеркивает такие качества нравственности, как совесть, любовь, милосердие, добродетель, и далее в определении нравственности отмечает, что «христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской»; гражданская – «требует только строгого исполнения законов», христианская – «ставит судьею совесть и Бога». Несмотря на общечеловеческие нормы гражданской и христианской нравственности, Даль все же проводит между ними различие и отдает предпочтение второй.

Уместно было бы снова обратиться к Н. Бердяеву, который в книге «О назначении человека» писал: «Этически нужно признать, что духовная жизнь и ее ценности стоят выше социальной жизни и ее ценностей». И далее философ излагает мысль о различном понимании человека в разные исторические периоды: «В сознании XIX и XX вв. потускнел и почти исчез идеал человека. С тех пор как человека признали продуктом общества, порождением социальной среды, идеал человека заменился идеалом общества»3.

Народ перестающий жить духовной жизнью, теряет владения. Он не владеет землей (земля не кормит), не владеет собственной душой (гнев, раздражительность и т.п.), не владеет и телом. Теряются и всякие уменья; оскудевают ремесла. Апостол Павел во втором послании к Тимофею пишет «такой народ всегда будет учиться и никогда не дойдет до познания истины»(2 Тим. 3, 7). И действительно мы учимся всему. Везде курсы повышения квалификации, но, увы, именно последняя год от года оскудевает.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ясли-сада №6 г. Орши. Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 14.03.06г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа п ...

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции нарушений поведения младших школьников
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...

Семья как социальный институт. Специфика современной семьи
Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они игр ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru