Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Страница 2

Н. Гурьев в книге «О добре и зле» определяет духовность словами апостола Павла: «Плод Духа Святаго: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам, гл. 5).

В Философском словаре дано следующее определение: «Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей». Н. Бердяев определяет духовность как «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке».

Итак, понятие «духовность» предполагает наличие высшей красоты, гармонии как категорий эстетических и нравственности как категории этической. Можно сказать, что «духовность» выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим Началом (Абсолютом, Идеалом), Истиной, Вечностью через творчество, через проявление таланта человека.

Произведения, относящиеся к духовным, могут быть и светскими по содержанию. Но в религиозных произведениях духовность присутствует в иных образах и формах благодаря особенностям их тематики и содержания – в более концентрированном и целенаправленном проявлении. Не случайно в самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух». Святой Дух — одна из ипостасей Святой Троицы, Единого Бога. Таким образом, духовность – это проявление высшей красоты и гармонии. Не случайно в древности слово «Красота» было одним из имен Бога.

Красота и гармония в поведении человека, в его отношении к окружающему миру и людям получают свое выражение в понятии «нравственность».

«Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», — читаем в словаре С. Ожегова. Более емко понятие «нравственность» объясняет В. Даль: «Нрав — вообще, одна половина, или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух . Ко нраву относятся, как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа, раздор этих начал ведет к упадку . Общее выражение свойств человека, постоянных стремлений воли его, характера . житейские правила, привычки, обычаи . Нравственный быт человека важнее быта вещественного».

Таким образом, по В. Далю, «дух» определяет «нрав», союз «нрава» и «ума» образуют совершенство «духа». Даль подчеркивает такие качества нравственности, как совесть, любовь, милосердие, добродетель, и далее в определении нравственности отмечает, что «христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской»; гражданская – «требует только строгого исполнения законов», христианская – «ставит судьею совесть и Бога». Несмотря на общечеловеческие нормы гражданской и христианской нравственности, Даль все же проводит между ними различие и отдает предпочтение второй.

Уместно было бы снова обратиться к Н. Бердяеву, который в книге «О назначении человека» писал: «Этически нужно признать, что духовная жизнь и ее ценности стоят выше социальной жизни и ее ценностей». И далее философ излагает мысль о различном понимании человека в разные исторические периоды: «В сознании XIX и XX вв. потускнел и почти исчез идеал человека. С тех пор как человека признали продуктом общества, порождением социальной среды, идеал человека заменился идеалом общества»3.

Народ перестающий жить духовной жизнью, теряет владения. Он не владеет землей (земля не кормит), не владеет собственной душой (гнев, раздражительность и т.п.), не владеет и телом. Теряются и всякие уменья; оскудевают ремесла. Апостол Павел во втором послании к Тимофею пишет «такой народ всегда будет учиться и никогда не дойдет до познания истины»(2 Тим. 3, 7). И действительно мы учимся всему. Везде курсы повышения квалификации, но, увы, именно последняя год от года оскудевает.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Характеристика атлетической гимнастики
Атлетизм (культуризм)- это система физических упражнений, главным образом, с отягощением, которая основывается на научных знаниях анатомии, физиологии, основ питания, а также техники и методики выполнения силовых упражнений. Среди многообразных средств и методов физического воспитания занятия с тяж ...

Анатомо-физиологические и психические особенности детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...

Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение полити ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru