Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе

В последние годы проблема гуманитаризации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. В современной ситуации становления российской государственности все очевиднее становится необходимость ориентации подрастающего поколения на духовно-нравственные ценности. Это обусловливает социальный заказ системе образования и воспитания человека, ориентированного на развитие своего духовного нравственного потенциала, готового к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе общественных ценностей.

Обозначенные задачи, стоящие перед российским образованием, наметившиеся стратегические ориентиры его развития актуализируют проблему поиска и реализации педагогических факторов и условий становления подростка как духовно-нравственной личности.

Анализируя состояние исследований в области становления духовно-нравственной личности, следует отметить, что нет единого подхода к пониманию природы духовно-нравственного развития.

Теоретический обзор научной литературы относительно понятий «духовность», «духовно-нравственное развитие» позволяет сделать выводы о том, что духовность – есть целостная активность человеческой психики, отражающая особенности внутреннего мира человека, самосознания и выражающаяся в познании реальности, ее преобразования, осмыслении и переживании человеком духовных ценностей (познавательных, этических и эстетических), духовных состояний, стремление к творчеству, обретение человеком высшего смысла жизни, достижения гармонии, согласия с собой и окружающей действительностью.

На основе анализа общефилософских и психолого-педагогических исследований относительно феномена духовности, сущностных характеристик нравственности наблюдается объективная тенденция их взаимосвязи и допускается детерминация понятий. Фактически это позволяет объединить обозначенные понятия и говорить о «духовно-нравственном развитии подростка».

Проблема духовно-нравственного развития личности находится в центре внимания разных наук. В разработке проблемы духовно-нравственного развития в своем исследовании мы опирались на труды ученых: Л.М. Архангельского, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Н.К. Гончарова Б.Т. Лихачева, З.А. Малькова, А.Д. Солдатенкова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Шурковой, И.Ф. Харламова, М.Г. Яновской и др.

Основанием нашего научного выбора явились работы В.Н. Гладышева, В.В. Игнатовой, Л.В. Петровой, в которых реализованы различные аспекты духовно-нравственного развития личности подростка. Вызывают интерес ключевые идеи концепции В.В. Игнатовой, где рассматривается духовно-нравственный потенциал личности как совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонизируют отношения личности с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление креативной и духовной составляющих жизнедеятельность и задают соответствующую направленность процессу его развития .

Становление духовно-нравственной личности возможно в процессе специально организованного обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Поэтому образовательный процесс в современной школе может быть направлен на создание условий для развития духовно-нравственных ориентиров подростков. В связи с этим возрастает потребность в поиске путей и разработке средств, технологий, обеспечивающих развитие общечеловеческих нравственных качеств, моральных ценностей и этнических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практические деятельности.

В последние годы все чаще многими учеными, педагогами поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить ее в общеобразовательную школу?

На общую направленность работы точно указывает президент Российской Академии образования Н.Никандров: «Следует по возможности разграничивать религиозное воспитание и религиозное просвещение... Второе, убежден, необходимо во всех школах именно потому, что религия (точнее, религии) – часть нашего общего культурного достояния. И не только потому, что без знания Библии многое в изобразительном и музыкальном искусстве прошлых веков оказывается непонятным... Общечеловеческие ценности, заключенные в религиях и религиозной культуре, делают целесообразным союз религии и образовательных институтов».

Возможность нравственного воспитания человека через приобщение к духовной культуре отмечена академиком Н. Моисеевым. Давая оценку нравственного и экологического состояния человечества в наше время, ученый ставит вопрос о формировании нового мышления, переориентации большинства ценностных шкал человека, изменении отношений людей друг к другу, предлагает обратиться к религиозным учениям, внимательно к ним присмотреться и, может быть, кое-что перевести на язык современности.

Те же нравственные и духовные проблемы волновали и священников, богословов. Так, А. Мень писал: «Решать насущные проблемы, не вглядываясь в то, как их решал мир на протяжении веков, – значит отказаться от великого права наследия».

Изучение указанных работ позволило подойти нам к проблеме изучения эффективности процесса духовно-нравственного развития подростков на основе русского православного искусства с позиции современного научно-педагогического знания.

Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли искусства в становлении духовно-нравственной учащихся внесли известные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Я, Пономарев, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев.

Использование возможностей искусства, в рамках нашего исследования русского православного искусства в воспитании и образовании признано перспективным направлением, поскольку этот пласт русской духовной культуры в процессе его освоения способствует интенсивному развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей детей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.

Исследуя возрастные особенности детей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев) выделяют младший подростковый возраст как наиболее сензитивный для осознанного активного знакомства с религиозно-духовной культурой. И.В. Кошмина отмечает следующие возрастные уровни в освоении данного материала: начальная школа – накопление информации, первые элементарные знания, представление о духовной культуре в целом, накопление опыта; средняя школа – знание символики, стилей, достаточно свободная ориентация в религиозно-духовной культуре, умение осмысливать содержание на более глубоком уровне, сравнивать, умение высказывать эстетическую оценку.

Таким образом, в науке созданы предпосылки для системного анализа проблемы духовно-нравственного развития подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов, ряд аспектов духовно-нравственного развития школьников еще не получил освещения. Осознание значимости русского православного искусства в обучении и воспитании подростков не привело к попытке целостного и систематического исследования роли данного пласта религиозно-духовной культуры в духовно-нравственном развитии подростков.

Изучение научной литературы и анализ практической деятельности общеобразовательных учреждений свидетельствуют о том, что, с одной стороны, в науке созданы предпосылки для системного анализа обозначенной проблемы и обоснования возможности успешного духовно-нравственного развития личности, с другой, свидетельствуют о наличии противоречий между:

- гуманитаризацией общества в целом и неподготовленностью системы образования к решению данной проблемы;

- интенсивным развитием духовных и нравственных потребностей, наличием субъективных ресурсов в младшем подростковом возрасте и недостаточной научно-практической разработанностью обозначенной проблемы в педагогической науке;

Все изложенное позволяет выделить проблему настоящего исследования: каковы сущность и возможности русского православного искусства и психологические условия их эффективного использования в духовно-нравственном развитии младших подростков? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является процесс использования возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном становлении и развитии подрастающих поколений в современной общеобразовательной школе.

Объект, предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования, которая состоит в следующем: внеклассные занятия «Духовный мир и Я» будут способствовать эффективному духовно-нравственному развитию младших подростков если:

а) будет осуществлен целостный подход к духовно-нравственному развитию в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы с учетом возрастных особенностей младших подростков;

б) родители и учителя будут использовать прогрессивные культурологические и просветительские принципы русского православного искусства в целях совершенствования форм и методов духовно-нравственного развития младших подростков;

в) будет реализована в практику общеобразовательной школы технология духовно-нравственного развития школьников средствами русского православного искусства.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) раскрыть сущностную характеристику понятия «духовно-нравственное развитие личности»;

2) рассмотреть психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младших подростков;

3) вывить возможности русского православного искусства в духовно-нравственном развитии подростков

4) проанализировать современное состояние организации занятий по духовно-нравственному развитию в общеобразовательной школе;

5) описать результаты опытно-экспериментального исследования в процессе занятий «Русское православное искусство».

Методологические основания исследования:

− философско-культурологические концепции (М. Бахтин, И. Кант, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, П.Л. Капица, М.С.Каган, Л.В. Яценко)

− культурологический подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.С. Библер, И.Е. Видт и др.)

- культурно-психологические концепции развития ребенка (Л.С. Выготский, П.В. Блонский и др.)

Теоретическую базу исследования составили:

- научные взгляды об особенностях воздействия искусства на психологию человека (Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, А.Л. Никифоров, В.С. Соловьев);

- труды философов, психологов, педагогов, социологов о роли религиозно-духовного искусства в духовно-нравственном развитии детей (В. Зеньковский, А. Карасев, Н. Моисеев, Н.Никандров, А. Пузыревский, С. Рачинский, А. Сосновский, К.Д. Ушинский и др.)

- библейские и евангельские сюжеты, отражающие основные положения христианской нравственности.

Для решения задач, поставленных в дипломной работе, применялись следующие методы: теоретический анализ концептуальных положений с использованием философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по исследуемому вопросу;

анализ учебных программ, учебников и пособий для учителей по духовно-нравственному развитию школьников; совместная деятельность родителей и учителей в использовании прогрессивных культурологических и просветительских идей русского православного искусства в целях совершенствования форм и методов духовно-нравственного развития младших подростков; систематизация материалов по теме исследования, полученных в результате бесед с респондентами; изучение содержания нравственных христианских положений.

Экспериментальной базой исследования явились средняя общеобразовательная школа № 2 г. Улан-Удэ, Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1. В работе использован личный опыт работы автора в школе в качестве классного руководителя. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Онохойской средней общеобразовательной школе № 1.

Исследование проводилось в 2 этапа:

Первый этап - проблемно-поисковый (2007-2008 годы). Проводились первые наблюдения, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, постановка и обоснование проблемы, выявления уровня ее разработанности в теоретическом и практическом плане, был осуществлен поисковый эксперимент.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2008-2009 годы). На этом этапе была разработана программа исследования процесса духовно-нравственного развития подростков «Русское православное искусство», и проведена опытно-экспериментальная работа. Проводилась оценка реализации задач исследования, обобщение и обработка полученных результатов.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций, направленных на использование духовных богатств русского православного искусства в развитии духовно-нравственных качеств личности подростков в процессе учебной и внеклассной работы общеобразовательной школы на современном этапе развития общества.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по религиозно-духовному воспитанию, а также в практике учебно-воспитательной деятельности современной школы.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении дано обоснование актуальности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты духовно-нравственного развития подростков» раскрыты сущность и содержание духовно-нравственного развития личности, определена роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков.

Во второй главе «Психологические основы использования русского православного искусства как средство духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях» рассматриваются возможности занятий по русскому православному искусству и их роль в духовно-нравственном развитии младших подростков.

В заключении даны выводы и рекомендации по внедрению программы «Духовный мир и Я» в процессе духовно-нравственного развития младших подростков.

В приложении дана разработка сценария праздника Светлой Пасхи для 6 класса по программе «Духовный мир и Я», анкеты, таблицы.

Библиографический список состоит из 81наименования источников.

Информация по теме:

Решение задач на построение сечений
Работа по ознакомлению учащихся с проекционным чертежом может быть продолжена при обучении решению задач на построение сечений многогранников. Обучение решению задач на построение сечений можно проводить в следующем плане. Во-первых, первоначальное ознакомление учащихся с методами построения сечени ...

Сущность механизма вероятностного прогнозирования
В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста. Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из ...

Имиджевые характеристики педагога
B современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия уч ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru