Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе

Страница 1

Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, республики. Проводилось наблюдение хода педагогической практики студентов в разных школах у разных учителей по различным программам и методикам преподавания. Изучение и анализ состояния преподавания православного искусства в школах г. Улан-Удэ позволили выявить трудности в духовно-нравственном развитии личности учащегося, определить пути их преодоления с целью дальнейшей разработки программы, направленной на духовно-нравственное развитие младших подростков средствами русского православного искусства и реализации ее в образовательную практику школы.

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования – выявить исходный уровень духовно-нравственного развития младших подростков. Определение цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- исследование состояния массовой педагогической практики по использованию православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков в общеобразовательной школе;

- описание системы диагностической работы, направленной на изучение и выявление исходного уровня духовно-нравственного развития у младших подростков;

Реализация поставленных задач потребовала разработки программы констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Практической базой исследования выступили: общеобразовательные школы городского типа № 2, 32, 46 г. Улан-Удэ, Онохойская школа сельского типа. Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ Онохойская общеобразовательная школа № 1 с 2008/09 2009/04 учебный год.

Экспериментальную группу составили дети шестого класса МОУ «Онохойская средня школа №1» общей численностью 23 человека.

Контрольную группу составили дети шестого класса МОУ СОШ № 2 г. Улан-Удэ общей численностью 21 человек.

Численность контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента была приблизительно одинаковой.

При проведении констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие методы:

- психолого-педагогическое тестирование, анкетирование;

- включенное наблюдение за школьниками контрольной и экспериментальной групп;

- индивидуальные и групповые беседы с подростками;

- методы математической обработки результатов констатирующего эксперимента.

Для выяснения состояния исследуемого вопроса в современном образовательном учреждении проведена опытно-экспериментальная работа, которая позволила:

- определить степень эффективности использования русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков;

- выявить наличие определенных условий для систематической работы по духовно-нравственному развитию школьников и в связи с этим ориентировать педагогов дополнительного образования на целенаправленную организацию занятий по русскому православному искусству.

Мы считаем, что эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от развития интереса к православному искусству, особенно в процессе ознакомления с библейскими и евангельскими сюжетами, отражающими основные положения христианской нравственности. Прежде всего, это будет способствовать перенесению акцента на занятиях с поучительного разговора о нравственных ценностях непосредственно на творческую практику, и усвоение материала будет более эффективным.

Проведение констатирующего опытно-экспериментального исследования предусматривало определение исходного уровня духовно-нравственного развития контрольной и экспериментальной групп. С этой целью на основе анализа психолого-педагогической литературы и обширного эмпирического материала (наблюдение, опросы, независимые характеристики, анализ продуктов деятельности и т.д.) нами были выявлены и описаны уровни духовно-нравственного развития школьников. Основой выделения данных уровней явилась теория уровневого подхода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

Музыкотерапия в образовательном процессе
С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее действие музыки, спокойствие её устойчивых и уравновешенных сил ещё много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства. "Музы ...

Хронология. Формирование представлений о летоисчислении
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Из ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru