5. Красивым.
6. Всегда помогать людям.
7. Пойдешь воевать.
8. У тебя будет много друзей.
Детям предлагается расположить варианты в порядке значимости для них. На основе ответов составлена таблица.
Изобразим графически полученные социометрические данные (рис. 1).
Когда ты вырастешь, ты будешь…
Сводные данные таковы,
1. Очень умным.
2. Богатым.
3. Править всем миром.
5. Красивым.
6. Всегда помогать людям.
6. У тебя будет много друзей.
Рис. 1
Выбор детей также свидетельствует о влиянии на их выбор тех взрослых, которые их окружают. Значимым становится то отношение, которое основывается на внутренних потребностях, проявления, так называемого юношеского максимализма и завышенной самооценки.
Применение диагностических методик позволило нам выявить и описать имеющийся исходный уровень духовно-нравственного развития школьников, который мы сравнили с выделенными выше уровнями. На наш взгляд, комплекс методик, предложенный нами, способствует более полному определению уровня духовно-нравственного развития младших подростков.
Результаты диагностики каждого школьника заносились в его индивидуальную карточку, содержащую количественную, качественную характеристики уровня духовно-нравственного развития.
Таблица 2
Показатели уровня духовно-нравственного развития младших подростков (констатирующий срез, в %)
Уровни |
Критерии | |||||||
Потр.-мотив |
Когнитив. |
Эмоц.-оцен. |
Ценностный. | |||||
э.г. |
к.г. |
Э.г. |
к.г. |
э.г. |
к.г. |
э.г. |
к.г. | |
Высокий |
14,7 |
17 |
17,4 |
17,6 |
13,8 |
14,4 |
12,5 |
12,8 |
Средний |
47,6 |
44,9 |
43,5 |
46,1 |
53,4 |
48,9 |
49,8 |
49 |
Низкий |
37,7 |
38,1 |
39,1 |
36,3 |
32,8 |
36,7 |
37,7 |
38,2 |
В сводной таблице 2 приведены показатели уровня критериев духовно-нравственного развития (потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного).
В таблице 3 и диаграмме (рис. 2) представлена информация, отражающая общий уровень духовно-нравственного развития школьников экспериментальной и контрольной групп.
Информация по теме:
Технологии воспитания
Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко, технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные веду ...
О составлении опорных сигналов при обобщении знаний
Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся. Опорный сигнал — это образный план излагаемого м ...
Внедрение идеи соединения обучения с
производительным трудом в современной школе Казахстана
В 50-е годы Коммунистическая партия и Советское правительство страны обращаются к проблеме трудового обучения в общеобразовательных школах. XIX съезд КПСС указал на необходимость развития работы по политехническому образованию и трудовому воспитанию учащихся. В учебный план средней школы с 1934 год ...