Под уровнем в общеметодологическом смысле понимается степень величины, развития, значимости чего-либо, отношение ступеней развития чего-то.
Описание системы диагностической работы потребовало выявление критериев, показателей, диагностических признаков, способствующих определению уровня у младших подростков духовно-нравственного развития. Уровни (высокий, средний, низкий) духовно-нравственного развития выявлялись в ходе тестирования, анкетирования, наблюдений за деятельностью детей. Задания для диагностического обследования подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего подросткового возраста.
Отсюда основными критериями, а также показателями уровня духовно-нравственного развития школьника являются следующие критерии:
- потребностно-мотивационный (представления о нравственно-волевых качествах; целенаправленность волевых действий; духовно-нравственный мотив поведения);
когнитивный (знание моральных понятий, ценностей, степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости);
эмоционально-оценочный (включение в рефлексивную деятельность, собственное понимание ситуации и отношение к ней, эмоциональное адекватное восприятие ситуации, сопереживание ей);
- ценностный (проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения и высказывания).
По каждому из критериев были разработаны и апробированы диагностические методики, состоящие из вопросов к школьникам и творческих заданий, позволяющих выявить интересующие нас психолого-педагогические характеристики духовно-нравственного развития. Творческие задания соответствовали возрастным особенностям младшего подростка.
Методики диагностики уровня духовно-нравственного развития детей представляют собой оригинальную авторскую разработку на основе известных и модифицированных тестов:
- методика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях В. Стефенсона
- методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Диагностику составили вопросы и задания, скомпонованные из 4-х методик. Каждое задание призвано выявить наличие определенных качеств духовно-нравственного развития, соответствующих установленным критериям.
Для проведения на этапе констатирующего эксперимента (6 класс 1-я четверть) срезовой диагностики детей экспериментального и контрольного классов, направленной на выявление исходного уровня духовно-нравственного развития ребенка привлекались родители, предварительно ознакомленные с данной методикой. Результаты, полученные родителями, сравнивались с результатами, полученными в классе, что позволило констатировать достоверность данных. Ответы детей, требующие словесного выражения, записывались взрослыми, ответы, рассчитанные на рисование и слушание музыки, выполнялись в классе.
Для определения потребностно-мотивационного компонента предлагались вопросы, затрагивающие проблему нравственных предпочтений учащихся экспериментальных и контрольных классов.
С кем из телевизионных героев хотел бы подружиться
Супермен, Бэтмен и Человек-паук по 17% - абсолютные чемпионы
Джеки Чан и Шварцнеггер – по 7%
Гарри Поттер и Король Лев– по 5%
Терминатор, Шрек, – по 3 %.
Кроме них в ответах фигурировали Жанна Фриске, Максим Галкин, Дана Борисова, Тина Канделаки, Антонио Бандерас, Джек-Воробей
Почему в друзья выбрали именно этих героев
20%- нравится
на одном уровне – по 28% две группы приглянувшихся качеств – ловкие, сильные и хорошо дерутся
28% - смешные, радостные, прикольные.
14% выбрали такие качества – добрые и хорошие
4% - умные
Кроме этого – красивые, обладающие магией, дружные. Терминатор – потому что железный, а Симба и Нала – потому что любят друг друга)
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...
Классификация видов и форм поощрения и наказания
Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, ...
Народные культура и традиции – основа нравственного воспитания
Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Культура и традиции - выражают с ...