Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе

Страница 2

Под уровнем в общеметодологическом смысле понимается степень величины, развития, значимости чего-либо, отношение ступеней развития чего-то.

Описание системы диагностической работы потребовало выявление критериев, показателей, диагностических признаков, способствующих определению уровня у младших подростков духовно-нравственного развития. Уровни (высокий, средний, низкий) духовно-нравственного развития выявлялись в ходе тестирования, анкетирования, наблюдений за деятельностью детей. Задания для диагностического обследования подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Отсюда основными критериями, а также показателями уровня духовно-нравственного развития школьника являются следующие критерии:

- потребностно-мотивационный (представления о нравственно-волевых качествах; целенаправленность волевых действий; духовно-нравственный мотив поведения);

когнитивный (знание моральных понятий, ценностей, степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости);

эмоционально-оценочный (включение в рефлексивную деятельность, собственное понимание ситуации и отношение к ней, эмоциональное адекватное восприятие ситуации, сопереживание ей);

- ценностный (проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения и высказывания).

По каждому из критериев были разработаны и апробированы диагностические методики, состоящие из вопросов к школьникам и творческих заданий, позволяющих выявить интересующие нас психолого-педагогические характеристики духовно-нравственного развития. Творческие задания соответствовали возрастным особенностям младшего подростка.

Методики диагностики уровня духовно-нравственного развития детей представляют собой оригинальную авторскую разработку на основе известных и модифицированных тестов:

- методика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях В. Стефенсона

- методика ценностных ориентаций М. Рокича.

Диагностику составили вопросы и задания, скомпонованные из 4-х методик. Каждое задание призвано выявить наличие определенных качеств духовно-нравственного развития, соответствующих установленным критериям.

Для проведения на этапе констатирующего эксперимента (6 класс 1-я четверть) срезовой диагностики детей экспериментального и контрольного классов, направленной на выявление исходного уровня духовно-нравственного развития ребенка привлекались родители, предварительно ознакомленные с данной методикой. Результаты, полученные родителями, сравнивались с результатами, полученными в классе, что позволило констатировать достоверность данных. Ответы детей, требующие словесного выражения, записывались взрослыми, ответы, рассчитанные на рисование и слушание музыки, выполнялись в классе.

Для определения потребностно-мотивационного компонента предлагались вопросы, затрагивающие проблему нравственных предпочтений учащихся экспериментальных и контрольных классов.

С кем из телевизионных героев хотел бы подружиться

Супермен, Бэтмен и Человек-паук по 17% - абсолютные чемпионы

Джеки Чан и Шварцнеггер – по 7%

Гарри Поттер и Король Лев– по 5%

Терминатор, Шрек, – по 3 %.

Кроме них в ответах фигурировали Жанна Фриске, Максим Галкин, Дана Борисова, Тина Канделаки, Антонио Бандерас, Джек-Воробей

Почему в друзья выбрали именно этих героев

20%- нравится

на одном уровне – по 28% две группы приглянувшихся качеств – ловкие, сильные и хорошо дерутся

28% - смешные, радостные, прикольные.

14% выбрали такие качества – добрые и хорошие

4% - умные

Кроме этого – красивые, обладающие магией, дружные. Терминатор – потому что железный, а Симба и Нала – потому что любят друг друга)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации
В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной де ...

Развитие карьеры студентов Оксфорда
Оксфордский диплом широко открывает двери для последующего трудоустройства в самых престижных отраслях науки и бизнеса. В этом выпускникам помогает специальный сервисный Центр карьеры (The Careers Service), в котором можно найти объявления о вакансиях, интернатурах, возможном трудоустройстве и мног ...

Продуктивные методы обучения
Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состоян ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru