Анализ тенденций развития биологического образования

Педагогика » Возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии в школе » Анализ тенденций развития биологического образования

Страница 1

Моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к живым системам приносят радость познания которой так мало на уроках биологии с использованием репродуктивных методов.

"Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения" - важные средства развития ума и сердца учащихся. Готовые знания сосредоточены в справочной литературе. Школьники должны испытать потребность и необходимость пользоваться ею. Такой организации учебного процесса способствует ознакомление с самой структурой знаний, основанной на теоретическом и творческом мышлении. "Развертывание" и "перестройка" этих конструкций и есть предмет совместной деятельности учителя и школьников.

Воспитывающий эффект имеет не столько рассказ о научном поиске и не примеры чьей-то самоотверженности, сколько острое ощущение радости открытия, сознание удовлетворения от решения какой-то проблемы и активных действий.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в увеличении времени на неё.

Анализ программ по биологии показал, что в рамках каждой из них рекомендуется одно и то же количество учебных часов, отведенных на раздел Иммунологии, но глубина и широта рассматриваемых тем колеблется в широких пределах.

Программа авторов: Пасечник В. В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.

"Внутренняя среда организма" (3 часа)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма.

Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление Инфекционные, паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики инфекции. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.

Лаб. работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Программа Сонин Н.И., Захаров В.Б., Плешаков А. А., Сивоглазов В.И.

"Внутренняя среда организма" (3 часа)

Понятие внутренней среды. Тканевая жидкость. Кровь, ее составляющие, значение в обеспечении жизнедеятельности организма.

Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание. Группы крови. Лимфа.

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Программа Пономарев И.Н., Константинов В.М., Кучменко В.С., Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Чернова Н.М.

"Кровь и кровообращение" (10 часов)

Раздел Иммунологии (3 часа)

Лейкоциты, строение и их функция. И.И. Мечников. Открытие фагоцитоза. Процессы воспаления. Функции лимфоцитов.

Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Э. Дженнер и Л. Пастер. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммунитет: активный и пассивный, естественный и искусственный. Тканевая совместимость. Переливание крови.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Сущность механизма вероятностного прогнозирования
В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста. Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из ...

Фрагмент урока «Устройство компьютера»
При изучении компьютера на уроках информатики можно использовать следующие формы занимательного материала: дидактические и компьютерные игры; ребусы; загадки; стихи, сказки; кроссворды и т.п. (см. пункт 3.3. данного пособия). Ознакомление с устройством ПК можно построить как урок – сказку. Компьюша ...

Проектирование методики организации деловой игры
Критерии отбора методики проведения деловой игры: 1) направлена на достижение образовательных результатов, что способствует четкой формулировке целей и задач, а также закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины; 2) постановку целей и задач деловой игры, что способствует опре ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru