Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших подростков «Основы православной культуры. Синтез искусств».
Опытно-экспериментальная работа проведена в 6 классе Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1. Для повышения уровня духовно-нравственного развития младших подростков нами были разработаны и проведены в течение года цикл внеклассных занятий театра «Духовный Мир и я» по Программе «Основы православной культуры. Синтез искусств». Занятия разработаны на основе Программы «Русская духовная музыка: мир красоты и гармонии» под руководством И.В. Кошминой, Программы «Детский музыкальный театр» под редакцией Е.Х. Афанасенко.
Одной из главных задач нашего исследования является экспериментальное доказательство эффективности предложенной системы методов и приемов духовно-нравственного развития школьников средствами русского православного искусства на внеклассных занятиях.
Программа внеклассных занятий «Основы православной культуры. Синтез искусств» строится на психолого-педагогической технологии творчества, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» представляет собой теоретически обоснованную технологию организации внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших подростков на интегрированных музыкально-театральных занятиях по православному искусству. Этот проект актуален, действенен и результативен, так как его основными ценностями выступают человек, как предмет воспитания; культура, как среда, формирующая личность; творчество, как способ духовно-нравственного развития личности, и, самое главное, - активная жизненная позиция ученика.
В качестве ведущей формы организации занятий по Программе «Основы православной культуры. Синтез искусств» во внеурочное время мы рассматриваем музыкальный театр «Духовный Мир и я». Особое значение жанра музыкального театра обусловлено его влиянием на эмоционально-духовную сферу ребенка. Именно это условие обеспечивает реализацию механизмов духовно-нравственного развития, в частности формирование ценностных предпочтений ребенка, его социокультурную адаптацию. Согласно принципу эмоционального насыщения (И.Э. Кашекова), лежащему в основе театральной деятельности, стимулирование положительных эмоций побуждает личность к ее дальнейшему развитию и самоопределению в мире ценностей, создает среду, богатую ценностным общением, в которой «положительные эмоции вызывают общезначимые ценности, а отрицательные эмоции – антиценности», при этом «механизм ценностного сознания выявляется по совокупностям представлений, суждений, вкусов, переживаний, идей, с помощью которых человек выстраивает свое эмоционально-духовное отношение с окружающим миром».
Таким образом, обращение к музыкально-театральному искусству как основанию духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях продиктовано следующими обстоятельствами:
- взаимосвязь разных видов искусства является условием устойчивого интереса детей к изучению основ духовной культуры, условием повышения мотивации;
- возможность ознакомления с различными жанрами (песнопение, русская народная легенда, молитва, стихира, предание и др.), сочетание в едином жанре различных видов искусств позволяют значительно расширить кругозор детей в области культуры и искусства;
- практическое ознакомление детей с разными видами искусств обеспечивает возможность индивидуального проявления, выбора вида деятельности в рамках углубленных занятий, соответствующих вкусу, способностям, интересам ребенка;
- выявление способностей к различным видам деятельности выполняет диагностические функции, в частности, особое значение они имеют для родителей младшего подростка, в период осмысления, в какую область искусства «отдать» своего ребенка;
- сензитивность младшего подросткового возраста к овладению разными видами художественной деятельности (Л.С. Выготский) позволяет ребенку на этом этапе его развития быть успешным в какой-либо области искусства и использовать разные виды художественной деятельности в освоении общекультурного духовного опыта;
Информация по теме:
Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка ...
Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии
В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих. Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данны ...
Классификация, формы и уровни отклоняющегося поведения младших школьников
Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Еще труднее заметить ему различие в одинаковых, на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения. Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к т ...