Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Страница 3

Целью формирующего эксперимента явились апробация и определение эффективности предлагаемого психолого-педагогического обеспечения, программы духовно-нравственного развития подростков. Цель формирующего эксперимента обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Реализовать программу духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях по православному искусству в условиях общеобразовательной школы.

2. Проследить динамику уровня духовно-нравственного развития у учащихся экспериментальной группы, находившейся в условиях реализации разработанного психолого-педагогического обеспечения, программы, и у учащихся контрольной группы, не принимавшей участия в экспериментальном обучении.

3. Сравнить результаты констатирующего и формирующего экспериментов, на основании сравнения оценить динамику процесса духовно-нравственного развития в экспериментальной и контрольной группах.

4. Проанализировать информацию, отражающую динамику процесса духовно-нравственного развития в экспериментальной и контрольной группах; сформулировать выводы об эффективности предложенной программы и психолого-педагогического обеспечения духовно-нравственного развития детей.

Основной вопрос, на который отвечает программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» – это: как эффективно организовать процесс духовно-нравственного развития личности ребенка? Необходимо заинтересовать, увлечь детей. В качестве ведущей формы организации занятий по данной Программе во внеурочное время мы предлагаем музыкальный театр «Духовный Мир и Я».

Ознакомление детей с православным искусством, работа по духовно-нравственному развитию младших подростков – все это должно способствовать решению следующих задач:

1) развивать умение слушать произведение религиозно-духовного искусства, эмоционально отзываться на него;

2) учить воспринимать содержание произведений, мотивированно их оценивать, понимать;

3) побуждать общаться, участвовать в обсуждении нравственной ситуации, пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка;

4) развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты библейских сюжетов; навыки слушания, восприятия духовной музыки и духовной культуры в целом.

Помимо указанных общих задач на каждом занятии ставятся конкретные цели, связанные с тематикой произведений (они формулировались для каждого занятия отдельно).

В основном все занятия начинаются с игровой или проблемной ситуации или с сюрпризного момента. Это дает возможность повысить интерес детей к обучению, обеспечить благоприятную атмосферу для размышления о нравственности, духовности. Например, ребята, сегодня мы отправимся в гости к Батюшке Амбросию, который расскажет нам о силе Молитвы.

Рассмотрим возможности использования элементов православного искусства в духовно-нравственном развитии школьников в соответствии с тематическим построением внеклассных занятий «Духовный Мир и Я».

Нами определены следующие психолого-педагогические условия, способствующие оптимальной организации духовно-нравственного развития школьников на внеклассных занятиях музыкального кружка «Мир и я»:

- развитие у детей достаточной мотивации, способной вызвать интерес к православному искусству в процессе занятий;

- включение школьников в нравственно-поисковую проблемную ситуацию в процессе обращения к духовному искусству;

- формирование необходимых знаний, умений, навыков и положительного эмоционального отношения к православному искусству;

- создание позитивного психологического микроклимата, способствующего раскрытию творческого потенциала личности в процессе занятий;

- создание на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих творческую активность детей.

В процессе выполнения ребенком различных упражнений (вокально-двигательные, аутотренинги, проигрывание сцен, музыкально-игровые импровизации, инсценировки и др.) обогащается жизненный духовный опыт, развивается выразительная литературная речь; развивается эмоционально-ценностная сфера (отзывчивость, чуткость, уважение, сострадание к другим людям, заботы о ближнем, возможность глубокого проникновения во внутренний мир другого человека), расширяются и углубляются представления об окружающем мире, формируется нравственный опыт.

Особенностью данных занятий является широкое использование в психолого-педагогическом процессе заданий творческого характера, предваряющих знакомство с произведениями православного искусства, видами творческой деятельности (слушании, инсценировании, пении, игре, движениях, сочинении). В процессе занятий школьникам сначала предлагается на основе прослушанного, увиденного материала самостоятельно отвечать на вопросы, уметь находить средства выражения художественного образа в мимике, жестах, интонациях, подобрать танцевальное движение, сочинить сказку, считалку, сюжет, основываясь на собственных впечатлениях и чувствах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Основные требования к оформлению и созданию WEB сайтов
При создании Web-сайта, нужно учитывать некоторые стандарты создания и оформления сайта. Любой сайт должен отвечать общим требованиям, при соблюдении которых, он будет пользоваться большим спросом и аудитория посещающая данным сайт, будет только расти. К этим требованиям относится: Навигация, Соотв ...

Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – ...

Содержание учебного материала – стержень урока
Содержание учебного материала - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников. Основу содержания учебного материала состав ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru