Целью формирующего эксперимента явились апробация и определение эффективности предлагаемого психолого-педагогического обеспечения, программы духовно-нравственного развития подростков. Цель формирующего эксперимента обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Реализовать программу духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях по православному искусству в условиях общеобразовательной школы.
2. Проследить динамику уровня духовно-нравственного развития у учащихся экспериментальной группы, находившейся в условиях реализации разработанного психолого-педагогического обеспечения, программы, и у учащихся контрольной группы, не принимавшей участия в экспериментальном обучении.
3. Сравнить результаты констатирующего и формирующего экспериментов, на основании сравнения оценить динамику процесса духовно-нравственного развития в экспериментальной и контрольной группах.
4. Проанализировать информацию, отражающую динамику процесса духовно-нравственного развития в экспериментальной и контрольной группах; сформулировать выводы об эффективности предложенной программы и психолого-педагогического обеспечения духовно-нравственного развития детей.
Основной вопрос, на который отвечает программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» – это: как эффективно организовать процесс духовно-нравственного развития личности ребенка? Необходимо заинтересовать, увлечь детей. В качестве ведущей формы организации занятий по данной Программе во внеурочное время мы предлагаем музыкальный театр «Духовный Мир и Я».
Ознакомление детей с православным искусством, работа по духовно-нравственному развитию младших подростков – все это должно способствовать решению следующих задач:
1) развивать умение слушать произведение религиозно-духовного искусства, эмоционально отзываться на него;
2) учить воспринимать содержание произведений, мотивированно их оценивать, понимать;
3) побуждать общаться, участвовать в обсуждении нравственной ситуации, пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка;
4) развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты библейских сюжетов; навыки слушания, восприятия духовной музыки и духовной культуры в целом.
Помимо указанных общих задач на каждом занятии ставятся конкретные цели, связанные с тематикой произведений (они формулировались для каждого занятия отдельно).
В основном все занятия начинаются с игровой или проблемной ситуации или с сюрпризного момента. Это дает возможность повысить интерес детей к обучению, обеспечить благоприятную атмосферу для размышления о нравственности, духовности. Например, ребята, сегодня мы отправимся в гости к Батюшке Амбросию, который расскажет нам о силе Молитвы.
Рассмотрим возможности использования элементов православного искусства в духовно-нравственном развитии школьников в соответствии с тематическим построением внеклассных занятий «Духовный Мир и Я».
Нами определены следующие психолого-педагогические условия, способствующие оптимальной организации духовно-нравственного развития школьников на внеклассных занятиях музыкального кружка «Мир и я»:
- развитие у детей достаточной мотивации, способной вызвать интерес к православному искусству в процессе занятий;
- включение школьников в нравственно-поисковую проблемную ситуацию в процессе обращения к духовному искусству;
- формирование необходимых знаний, умений, навыков и положительного эмоционального отношения к православному искусству;
- создание позитивного психологического микроклимата, способствующего раскрытию творческого потенциала личности в процессе занятий;
- создание на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих творческую активность детей.
В процессе выполнения ребенком различных упражнений (вокально-двигательные, аутотренинги, проигрывание сцен, музыкально-игровые импровизации, инсценировки и др.) обогащается жизненный духовный опыт, развивается выразительная литературная речь; развивается эмоционально-ценностная сфера (отзывчивость, чуткость, уважение, сострадание к другим людям, заботы о ближнем, возможность глубокого проникновения во внутренний мир другого человека), расширяются и углубляются представления об окружающем мире, формируется нравственный опыт.
Особенностью данных занятий является широкое использование в психолого-педагогическом процессе заданий творческого характера, предваряющих знакомство с произведениями православного искусства, видами творческой деятельности (слушании, инсценировании, пении, игре, движениях, сочинении). В процессе занятий школьникам сначала предлагается на основе прослушанного, увиденного материала самостоятельно отвечать на вопросы, уметь находить средства выражения художественного образа в мимике, жестах, интонациях, подобрать танцевальное движение, сочинить сказку, считалку, сюжет, основываясь на собственных впечатлениях и чувствах.
Информация по теме:
Шумовые и музыкальные звуки
В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх ...
Понятие технологии
На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии (методики). Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе современная воспитательная технология — это систем ...
Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы
учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...