Особенность игры, диалога или задачи с погружением ребенка в ситуацию, затрагивающую эмоции и чувства, состоит в том, что в них не предлагают рецепт поведения в готовом виде, а своим содержанием и логикой построения вопросов, заданий создаются условия, чтобы дети в диалогическом общении, совместном обсуждении проблемных ситуаций пришли к собственным выводам и заключениям.
Таким образом, основными факторами, определяющими интенсивность, являются, психолого-педагогический процесс как специально организованное влияние на личность учащегося, а также мера понимания и принятия учеником этого влияния для себя самого. Возможности влияния учителя на личностное развитие учащегося, на становление у него нравственного опыта значительны. В ходе выполненного исследования было описано специальное психолого-педагогическое обеспечение реализации данных возможностей, т.е. определена система следующих идей, являющихся контекстом и инструментом духовно-нравственного развития ребенка:
- психолого-педагогические условия, способствующие оптимальной организации творческой музыкально-театральной деятельности на внеклассных занятиях, способствующих духовно-нравственному развитию школьников:
развитие у учащихся достаточной мотивации, способной вызвать интерес к православному искусству в процессе внеклассных занятий «Духовный Мир и я»;
включение учащихся в музыкально-театральную творческую деятельность;
формирование необходимых знаний, умений, навыков и положительного эмоционального отношения к православному искусству, духовной культуры в целом;
создание позитивного психологического микроклимата, способствующего раскрытию творческого потенциала личности в процессе духовно-нравственного развития.
создание на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих творческую, духовно-нравственную активность детей.
- психолого-педагогические принципы: принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка, принципы психологического оптимизма успешности, принцип гуманизации творческой среды на занятии.
Технологической единицей реализации обозначенных выше педагогических условий, принципов, руководящих идей, составляющих психологическое обеспечение, контекст духовно-нравственного развития младших подростков, является личностная ситуация. Моделированием личностной ситуации предполагает технологическую триаду «задача-игра-диалог». Под созданием личностной ситуации в виде личностно-ориентированных задач мы понимаем подачу изучаемого материала в виде системных задач, различным образом связанных с жизненной, нравственно-смысловой сферой учащегося. Личностно-ориентированное образование связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших подростков в силу их возрастных особенностей игра остается одним из самых актуальных видов деятельности. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного нравственного отношения к явлениям, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении младших подростков правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.
Таким образом, в настоящем параграфе раскрыта суть, описана практическая реализация программы «Основы православной культуры. Синтез искусств». В основу разработки программы положен интегрированный подход к освоению духовного искусства, синтез музыкального и театрального видов. Исходя из этого, внеклассные занятия «Мир и я» по программе духовно-нравственного развития детей включают в себя элементы всех дисциплин эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу, театр, хореографию, прикладное творчество.
Программа строится на психолого-педагогической технологии творчества, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» представляет собой теоретически обоснованную технологию организации внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших подростков на интегрированных музыкально-театральных занятиях по православному искусству. Этот проект актуален, действенен и результативен, так как его основными ценностями выступают человек, как предмет воспитания; культура, как среда, формирующая личность; творчество, как способ духовно-нравственного развития личности, и, самое главное, - активная жизненная позиция ученика.
Информация по теме:
Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе
возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...
Нравственные отношения педагога
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественн ...
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее в ...