Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Страница 7

Особенность игры, диалога или задачи с погружением ребенка в ситуацию, затрагивающую эмоции и чувства, состоит в том, что в них не предлагают рецепт поведения в готовом виде, а своим содержанием и логикой построения вопросов, заданий создаются условия, чтобы дети в диалогическом общении, совместном обсуждении проблемных ситуаций пришли к собственным выводам и заключениям.

Таким образом, основными факторами, определяющими интенсивность, являются, психолого-педагогический процесс как специально организованное влияние на личность учащегося, а также мера понимания и принятия учеником этого влияния для себя самого. Возможности влияния учителя на личностное развитие учащегося, на становление у него нравственного опыта значительны. В ходе выполненного исследования было описано специальное психолого-педагогическое обеспечение реализации данных возможностей, т.е. определена система следующих идей, являющихся контекстом и инструментом духовно-нравственного развития ребенка:

- психолого-педагогические условия, способствующие оптимальной организации творческой музыкально-театральной деятельности на внеклассных занятиях, способствующих духовно-нравственному развитию школьников:

развитие у учащихся достаточной мотивации, способной вызвать интерес к православному искусству в процессе внеклассных занятий «Духовный Мир и я»;

включение учащихся в музыкально-театральную творческую деятельность;

формирование необходимых знаний, умений, навыков и положительного эмоционального отношения к православному искусству, духовной культуры в целом;

создание позитивного психологического микроклимата, способствующего раскрытию творческого потенциала личности в процессе духовно-нравственного развития.

создание на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих творческую, духовно-нравственную активность детей.

- психолого-педагогические принципы: принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка, принципы психологического оптимизма успешности, принцип гуманизации творческой среды на занятии.

Технологической единицей реализации обозначенных выше педагогических условий, принципов, руководящих идей, составляющих психологическое обеспечение, контекст духовно-нравственного развития младших подростков, является личностная ситуация. Моделированием личностной ситуации предполагает технологическую триаду «задача-игра-диалог». Под созданием личностной ситуации в виде личностно-ориентированных задач мы понимаем подачу изучаемого материала в виде системных задач, различным образом связанных с жизненной, нравственно-смысловой сферой учащегося. Личностно-ориентированное образование связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших подростков в силу их возрастных особенностей игра остается одним из самых актуальных видов деятельности. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного нравственного отношения к явлениям, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении младших подростков правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.

Таким образом, в настоящем параграфе раскрыта суть, описана практическая реализация программы «Основы православной культуры. Синтез искусств». В основу разработки программы положен интегрированный подход к освоению духовного искусства, синтез музыкального и театрального видов. Исходя из этого, внеклассные занятия «Мир и я» по программе духовно-нравственного развития детей включают в себя элементы всех дисциплин эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу, театр, хореографию, прикладное творчество.

Программа строится на психолого-педагогической технологии творчества, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» представляет собой теоретически обоснованную технологию организации внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших подростков на интегрированных музыкально-театральных занятиях по православному искусству. Этот проект актуален, действенен и результативен, так как его основными ценностями выступают человек, как предмет воспитания; культура, как среда, формирующая личность; творчество, как способ духовно-нравственного развития личности, и, самое главное, - активная жизненная позиция ученика.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...

Игровые педагогические технологии и их использование при обучении изобразительному искусству
В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнени ...

Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru