На этапе опытно-экспериментальной работы в ходе первой диагностической методики «Нравственные предпочтения» на выявление уровня потребностно-мотивационного компонента колебалась в сторону увеличения относительно констатирующего эксперимента в пределах 35,4% (нижняя граница) и 14,7% (верхняя граница), а на контрольном срезе данные показатели составили: нижняя граница – 29,1%, верхняя граница – 19,6%.
По когнитивному компоненту нижняя граница в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента составила 26,9%, а на контрольном – 14,3%, верхняя граница на констатирующем этапе равна 16%, на контрольном этапе – 29,4%.
По эмоционально-оценочному компоненту: констатирующий этап верхняя граница равна 13,8%, на этапе контрольного среза – 25%, нижняя граница в констатирующем эксперименте равна 30,9%, на контрольном срезе – 14%. Это, несомненно, иллюстрирует положительную динамику в развитии у детей опыта творческой деятельности.
Показатели по ценностному компоненту также значительно увеличились: верхняя граница констатирующего эксперимента – 12,5%, верхняя граница контрольного среза – 24,1%; нижняя граница констатирующего эксперимента – 29,1%, нижняя граница контрольного среза – 18,5%. То есть мы можем говорить, что показатели улучшились почти в два раза (по верхней границе).
Таким образом, высокий уровень в среднем по всем компонентам возрос на 10,3%, а показатели низкого уровня снизились на 13,4%. В то же время изменились и средний и низкий уровни. Так, средний уровень на констатирующем этапе составил 18,3%, а на контрольном – 29,5%. Многие дети, находившиеся на низком уровне, смогли миновать низкий уровень и занять средний уровень. Низкий уровень: на констатирующем этапе – 36,6%, на контрольном срезе – 29%. Такую динамику мы получаем за счет перехода в эти уровни детей с низкого уровня. Дети проявляют элементы высокого уровня, хотя самым слабым компонентам является когнитивный компонент.
В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.
Экспертная комиссия отметила, что почти все ребята справились с полученными заданиями: часть самостоятельно, часть – с помощью педагога. Результаты обработки количественных показателей экспериментальных групп даны в табл. 10.
Приведем некоторые ответы учащихся.
Сережа Б. (2009 г.) так аргументировал свой ответ на вопрос: «Когда люди грустят?»: «Я думаю, такое происходит в разные моменты человеческой жизни. Каждый из нас когда-то испытал это чувство, потому что у нас у всех есть душа. Когда ей, душе, чего-то не хватает, она тоскует, тогда говорят: Ах, душа моя тоскует! Когда на душе тоскливо, люди грустят. А причины могут быть разными, ну, например, грустно, потому что нет друзей, грустно, потому что тебя обидели, не поняли».
Алина Н. (2009 г.) на вопрос «Нравится ли тебе посещать кружок?» ответила: - «Да, мне очень интересно здесь, потому что на таких занятиях я узнаю много того, чего не знала раньше. Я узнаю много интересного и нужного о религии, своем народе. Особенно нравится готовиться к спектаклям, выступать. После праздников у меня в душе появляется что-то светлое, доброе, хорошее!»
Из приведенных ответов видно, что ребят экспериментальных групп отличает высокая степень духовно-нравственного мотива поведения. Подростки, проявляют глубину и широту знаний нравственных норм, дают правильные оценочные суждения и высказывания, адекватные эмоциональному состоянию.
Анализ результатов работы свидетельствует о росте уровня духовно-нравственного развития школьников.
Аналогичные исследования уровня опыта творческой деятельности младших школьников были проведены и в контрольных группах. Результаты обработки полученных данных приведены в табл. 10.
Из таблиц с результатами эксперимента контрольных групп наблюдается несколько иная картина. Здесь также произошли позитивные изменения, но они не были столь значительными, как в экспериментальных группах. Это подтверждается данными процентного колебания:
высокий уровень увеличился на 0,9%;
средний уровень остался неизменным;
низкий уровень увеличился на 0,5%;
Мы объясняем это эффектом естественного развития выборки.
В конце формирующего эксперимента был проведен опрос классного руководителя 6 «а» класса, в котором проводился эксперимент. Учителя отмечали, что учащиеся экспериментальной группы на уроках чтения, русского языка стали более осмыслено и выразительно читать текст, научились глубже анализировать содержание произведений, стали более «свободны», артистичны в своих ответах на уроках, более внимательны к своим товарищам и активнее в общественной жизни класса и школы.
Информация по теме:
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...
Пересечения двух произвольно заданных плоскостей
Решение задачи в соответствии с выставленными принципами, понимание которых учащимся к этому моменту должно быть.подготовлено, не должно уже вызывать затруднений В одной из заданных плоскостей (рис.5), например в плоскости φ(φ1), берутся две произвольные вспомогательные прямые а(а) и в(в) ...
Экспериментальные методы организации работы в опытных группах
Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создаёт возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следст ...