Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Страница 6

Перед учителем стоит задача стимулирования внутреннего диалога младшего подростка с самим собой. Благодаря внутреннему диалогу с самим собой актуализируется внутренний механизм личности - рефлексия. «Рефлексия возникает эпизодически – особенно в кризисные моменты развития, но зато позволяет эксплицировать наиболее глубокие слои субъективного опыта. Здесь анализ ведется в «системе координат» - «Я- идеальное Я», «Я – реальное Я» (реальное Я – оценка меня со стороны значимых других). Итак, в ходе индивидуальной рефлексии «неявное», размытое знание о себе становится явным, фиксирующим определенную стадию в развитии личности и создающим основу для его дальнейшего совершенствования».

Большое значение для духовно-нравственного развития личности имеет способность индивида рефлексировать на границе возможности самореализации, переживать чувство успеха.

В процессе выполнения творческих заданий возникает противоречие между ресурсами «Я» (интеллектуальными и личностными стереотипами) и уникальностью условий и требований конкретного задания. Самостоятельное преодоление личностью этого противоречия и выступает в итоге как творческое решение и одновременно – как духовно-нравственное развитие.

Личностная рефлексия направлена на создание целостного представления о самом себе как личности, на становление устойчивого образа «Я». Учитель должен научить ученика спрашивать себя, имея в виду собственную духовную деятельность: Зачем? В чем заключен смысл? Что именно? Почему так? Что требуется? Как делают другие? Что можно изменить? Каким образом можно улучшить, упростить, конкретизировать? и др.

Личностно-ориентированное образование связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших подростков в силу их возрастных особенностей игра остается одним из самых актуальных видов деятельности.

В игре ребенок не только уточняет и закрепляет полученные знания, но и эмоционально переживает знакомые явления и ситуации. Важно, что в процессе дидактических игр в комплексе могут решаться задачи эстетического, умственного, нравственного воспитания, всестороннего развития детей; игра является важным средством воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.

Возможность естественного включения жизненного нравственного опыта детей в решение собственных творческих задач обеспечивают упражнения в форме художественной игры. Игра, сопровождаемая пением, обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на разных этапах обучения, выступает инструментом познания и воссоздает картину мира.

Н.Ф. Виноградова обращает внимание на сюжетно-ролевые игры. Она считает, что именно эти игры имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка. Это связано с особенностями ролевой игры: ребенок берет на себя роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создает сюжет игры. Все это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнеров, действий, сюжета и аксессуаров игры.

Использование законов театрального искусства позволяет нам свободно комбинировать материал, применяя основные (этюды, упражнения, игры) и вспомогательные (музыка, рисование, аутотренинг, сочинительство) средства. В это время создаются необходимые предпосылки для более успешного перехода от предметной деятельности к сюжетно-ролевой игре. При этом ребенок обучается принимать на себя ролевые позиции, развернутые эмоциональными и двигательными проявлениями. Дети проживают сюжетную ситуацию длительное время без признаков утомляемости. Здесь ребенок обучается включаться в ситуацию нравственного выбора, победы добра над злом. Принимая ролевые позиции, ребенок идентифицируется с персонажем, следует заданному сюжету, различает положительных и отрицательных героев. Дети учатся понимать значение нравственных качеств (жизнерадостность, умелость, доброта, упорство и терпение, трудолюбие и забота, сообразительность и находчивость, смелость). Проведение интегрированных занятий показало, что у детей, включенных в учебно-воспитательный процесс посредством театрализованной деятельности, актуализируется игровая мотивация, они раскрепощаются, повышают свою познавательную активность, расширяют кругозор. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что служит необходимой предпосылкой для становления целенаправленной учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...

Информационно-развивающие методы обучения
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программи ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru