Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Страница 5

Интересной находкой является то, что весь материал занятий «Духовный Мир и я» наслаивается на одну сюжетную линию «Христианские праздники», сохраняя последовательность содержания учебного материала Программы «Основы Православного искусства. Синтез искусств». Используя психологический потенциал музыкального театра, учитель сможет завоевать внимание детей, пробудить их любопытство и фантазию. Сумеет научить их ценить все живое, каждый цветок, каждое деревце, привлечь внимание ко всему, что ползает, летает, дышит, живет.

Каждый этап занятия увлекателен, если тебя ждет встреча с чудесной бабочкой, а в дупле живут сказочные существа, которых можно пригласить в гости. Музыкально-театральная деятельность помогает на занятии прожить, проанализировать, прочувствовать эти ситуации.

Ценность музыкально-театральной творческой деятельности очень велика: прежде всего, она развивает интерес, потребность заниматься духовным искусством, развивает творческие способности, развивает умение высказывать эстетическую оценку, и, не менее важно, она доставляет огромное удовольствие и вызывает подлинное увлечение на занятиях.

Данная методика соответствует функционирующим учебным планам и программам, но вместе с тем отличается от них более детальной разработкой всего комплекса знаний, умений, навыков, фиксацией последовательности их освоения во времени. Каждый этап программы является основанием для следующего, чем обеспечивается активность восприятия учениками изучаемого материала и становления нравственного опыта учащегося.

Музыкально-театральная деятельность дает возможность детям проявить свою душевную склонность в разных видах художественно-творческой деятельности, высвобождая, таким образом, заложенные в них инстинкты.

Достижение цели при выполнении некоторых художественно-творческих задач требует от детей внутреннего самообладания, что, естественно, сложно в младшем подростковом возрасте. Творчество не только преображает, но и воспитывает, развивает. Так, реализуя свои возможности в творческой деятельности, осторожный человек внутренне становится смелым, слабовольный – проявляет выдержку, настойчивый – старается адаптироваться.

Не раз подчеркивалось и отечественными и зарубежными исследователями, что занятия творчеством оказывают воспитательное и психически-оздоровительное воздействие на детей.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование разработанной программы духовно-нравственного развития на внеклассных занятиях «Мир и я» с младшими подростками позволило определить, что методико-педагогической и психологической основой ее является: 1) творческая направленность занятий; 2) формирование представлений о духовной культуре; 3) развитие самостоятельности и активности нравственного потенциала, творческого воображения; 4) приобщение младших подростков к духовным началам, художественно-творческой деятельности и т.д.

Выбор методов также определяется их направленностью на цель – достижение высокого уровня духовно-нравственного развития. Таких методов достаточно много. Проследим реализацию некоторых методов на занятиях в рамках предложенной методики.

Так, например, на уроках для активизации эмоционально-оценочного компонента мы использовали метод проблемного обучения, создания поисковых ситуаций, в процессе решения которых школьники учились сопоставлять, сравнивать образы художественных произведений, выявлять выразительные средства их воплощения. Для этого использовались следующие задания: «Какая из предложенных картин подходит к прозвучавшей музыке?», «Всегда ли волк злодей?», «Когда люди грустят?», «Почему мы заботимся о ближних?» и т.п. Выполнение заданий на поиск аналогий адекватных эмоционально-нравственных состояний в различных жизненных ситуациях требовало от учащихся широкого привлечения знаний, умений и навыков.

Проблемно-моделирующая ситуация на занятии отличается тем, что в ней накопление духовно-нравственного опыта стимулируется постановкой какой-либо проблемы или предложением решения нестандартной ситуации, которая требует самостоятельного решения. Приведем конкретный пример проблемно-моделирующей ситуации на занятии.

Рассказ «Как жить?» На вопрос, как жить, Батюшка отвечал:

Жить не тужить.

Никого не осуждать,

Никому не досаждать,

И всем мое почтение!

Что это означает? (не осуждать – значит видеть в других только хорошее, добро и не видеть ничего плохого).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении
В тестовых материалах, входящих в корпус Государственного стандарта по русскому языку как иностранному (РКИ), представле­ны различные модели субтестов по всем четырем видам речевой дея­тельности. В данном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращенной к тестируемому, представлен т ...

Приемы активизации
Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности студентов на занятиях применяются разнообразные способы и приемы. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность студентов на последующих этапах лекции во многом зависит от того, ...

Изучение иностранного языка
Процесс обучения иноязычной речи рассмотрен не очень подробно. Но между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения». Ефи́м Изра́илевич Па́ссов считал, что ни одна проблема – отбор и органи ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru