Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Страница 2

- музыкальный спектакль как синтез всех названных направлений обеспечивает результативность и логическую завершенность обучения, что позволяет каждому ребенку - участнику осознать позитивный результат своей деятельности, осмыслить уровень собственных достижений, определить формы культурной активности на будущее, то есть способствует его творческому саморазвитию, духовно-нравственному самоопределению.

Программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» включает четыре последовательные и взаимодополняющие друг друга этапа духовно-нравственного развития школьников, условно обозначенных как мотивационный, информационный, синтезирующий, рефлексивный.

Мотивационный этап связан с формированием мотивов готовности к активному изучению духовной культуры, традиций православного искусства. Именно на этом этапе в экспериментальных группах в отличие от контрольных групп проводились пропедевтические занятия, основной целью которых было развитие интереса к духовному творчеству. Занятия были направлены на максимальное развитие личностных способностей и возможностей учащихся, повышение уровня личностно-ориентированного взаимодействия, приобщение к творческой деятельности, передачу в интересной доступной форме духовных знаний. Освоение эмоций, их дифференциация по степени проявления эстетических характеристик происходили при выполнении детьми упражнений, этюдов, творческих заданий, специально подобранных педагогом.

Методика проведения пропедевтических занятий предполагала организацию музыкально-художественной деятельности младших школьников. В ходе этой деятельности учащиеся сопоставляли, анализировали сходство и различие жизненных и художественных эмоций, способы воплощения эмоциональных состояний людей в художественных произведениях, специфику и значение средств выразительности в создании эмоционального состояния образа художественного произведения.

Работа велась в двух встречных направлениях: под руководством педагога дети в процессе музыкально-литературного творчества участвовали в моделировании различных нравственных ситуаций, а также давали вербальную пластическую трактовку эмоциям, прочувствованную и осознанную ими. Например, в процессе знакомства и инсценирования рассказа Марины Тихоновой «Это любовь», обсуждая нравственные вопросы о любви, уважении, сострадании к людям, дети в занимательной форме знакомятся с религиозно-духовной культурой в целом.

В качестве примера приведем несколько творческих заданий в процессе подготовки театрализованного представления «Покров день. 14 октября».

Придумай инсценировку к песне «Как на день Покров ткали множество ковров».

Исполните песню по ролям «Если встанешь на заре – крыша в белом серебре».

Поем знакомые стихи

Такие упражнения связаны с непосредственным включением учащихся в творческую деятельность, так как учитель предлагает учащимся передать эмоции, выразить собственное отношение, войти в роль. Содержание деятельности на данной стадии связано с обогащением школьников жизненными впечатлениями, которые в свою очередь не только стимулировали заинтересованное отношение детей к православному искусству, но и создавали основу для включенности детей в творчество, будили их творческую активность.

Второй этап – информационный. Его основной целью является накопление информации, формирование элементарной системы знаний, представлений о нравственных ценностях, духовной культуре в целом, накопление слушательского опыта, узнавание наиболее распространенных репродукций икон, песнопений. Здесь происходит приобретение учащимися опорных, ключевых знаний о духовной музыке, истории, литературе, изобразительном искусстве, обеспечивающих школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с православным искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Третий этап включенности школьников в музыкально-театральную творческую деятельность на внеклассных занятиях связана с рефлексивным (эмоционально-оценочным) и ценностным компонентами в процессе духовно-нравственного развития личности школьника. Данная стадия предусматривает то, что на основе полученных знаний, умений, навыков учащийся отдает себе полный и ясный отчет в том, что и как он делает, т.е. осознает те схемы и правила, в согласии с которыми он включается в творческую деятельность. Данный этап реализуется в процессе показа спектаклей («Масленица», «Рождество Христово», «Пасха» и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Психологическая готовность ребёнка к школе
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к ...

Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в ...

Народные культура и традиции – основа нравственного воспитания
Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Культура и традиции - выражают с ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru