Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе

Страница 2

- музыкальный спектакль как синтез всех названных направлений обеспечивает результативность и логическую завершенность обучения, что позволяет каждому ребенку - участнику осознать позитивный результат своей деятельности, осмыслить уровень собственных достижений, определить формы культурной активности на будущее, то есть способствует его творческому саморазвитию, духовно-нравственному самоопределению.

Программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» включает четыре последовательные и взаимодополняющие друг друга этапа духовно-нравственного развития школьников, условно обозначенных как мотивационный, информационный, синтезирующий, рефлексивный.

Мотивационный этап связан с формированием мотивов готовности к активному изучению духовной культуры, традиций православного искусства. Именно на этом этапе в экспериментальных группах в отличие от контрольных групп проводились пропедевтические занятия, основной целью которых было развитие интереса к духовному творчеству. Занятия были направлены на максимальное развитие личностных способностей и возможностей учащихся, повышение уровня личностно-ориентированного взаимодействия, приобщение к творческой деятельности, передачу в интересной доступной форме духовных знаний. Освоение эмоций, их дифференциация по степени проявления эстетических характеристик происходили при выполнении детьми упражнений, этюдов, творческих заданий, специально подобранных педагогом.

Методика проведения пропедевтических занятий предполагала организацию музыкально-художественной деятельности младших школьников. В ходе этой деятельности учащиеся сопоставляли, анализировали сходство и различие жизненных и художественных эмоций, способы воплощения эмоциональных состояний людей в художественных произведениях, специфику и значение средств выразительности в создании эмоционального состояния образа художественного произведения.

Работа велась в двух встречных направлениях: под руководством педагога дети в процессе музыкально-литературного творчества участвовали в моделировании различных нравственных ситуаций, а также давали вербальную пластическую трактовку эмоциям, прочувствованную и осознанную ими. Например, в процессе знакомства и инсценирования рассказа Марины Тихоновой «Это любовь», обсуждая нравственные вопросы о любви, уважении, сострадании к людям, дети в занимательной форме знакомятся с религиозно-духовной культурой в целом.

В качестве примера приведем несколько творческих заданий в процессе подготовки театрализованного представления «Покров день. 14 октября».

Придумай инсценировку к песне «Как на день Покров ткали множество ковров».

Исполните песню по ролям «Если встанешь на заре – крыша в белом серебре».

Поем знакомые стихи

Такие упражнения связаны с непосредственным включением учащихся в творческую деятельность, так как учитель предлагает учащимся передать эмоции, выразить собственное отношение, войти в роль. Содержание деятельности на данной стадии связано с обогащением школьников жизненными впечатлениями, которые в свою очередь не только стимулировали заинтересованное отношение детей к православному искусству, но и создавали основу для включенности детей в творчество, будили их творческую активность.

Второй этап – информационный. Его основной целью является накопление информации, формирование элементарной системы знаний, представлений о нравственных ценностях, духовной культуре в целом, накопление слушательского опыта, узнавание наиболее распространенных репродукций икон, песнопений. Здесь происходит приобретение учащимися опорных, ключевых знаний о духовной музыке, истории, литературе, изобразительном искусстве, обеспечивающих школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с православным искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Третий этап включенности школьников в музыкально-театральную творческую деятельность на внеклассных занятиях связана с рефлексивным (эмоционально-оценочным) и ценностным компонентами в процессе духовно-нравственного развития личности школьника. Данная стадия предусматривает то, что на основе полученных знаний, умений, навыков учащийся отдает себе полный и ясный отчет в том, что и как он делает, т.е. осознает те схемы и правила, в согласии с которыми он включается в творческую деятельность. Данный этап реализуется в процессе показа спектаклей («Масленица», «Рождество Христово», «Пасха» и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Методы решения физических задач
Метод - это способ познания, исследования явлений. В широком смысле "метод - это способ действия, осуществление определенно деятельности, достижения какого-либо результата, решения задачи. Существует много различных методов решения задач по физики, в данном параграфе будут рассмотрены некоторы ...

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость
1. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два ...

Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа Р ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru