Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом у школьников экспериментальной группы не вызывали затруднений вопросы и творческие задания из диагностических методик, о чем убедительно свидетельствуют показатели уровней духовно-нравственного развития, а значит, можно говорить об образовавшихся взаимосвязях между компонентами духовно-нравственного школьника (потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного).
Однако и на данном этапе мы постарались подойти более дифференцированно к оценке творческих работ каждого ребенка. Не все учащиеся по-прежнему обладают «чистыми» уровневыми характеристиками. Одни школьники более активно включались в творческую деятельность, связанную с высказыванием, размышлением о поступках, другие предпочитали театрализованную деятельность, третьи предпочли синтез музыкального и театрального.
Анализ второго (формирующего) этапа опытно-экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы:
Данные формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной программы «Основы православной культуры. Синтез искусств», направленной на духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе.
Сопоставление данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента и на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования, убедительно свидетельствует о том, что процесс духовно-нравственного развития учащихся в экспериментальной группе осуществлялся эффективнее, чем в контрольной группе. Анализ проведенных результатов отражает тенденцию преимущественного продвижения учащихся экспериментальной группы, что подтверждает необходимость и оправданность внедрения программы «Основы Православной культуры. Синтез искусств» на внеклассных занятиях «Духовный Мир и я».
1. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
2. Духовно-нравственное развитие подростков рассматривается нами как процесс формирования у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения. Под нравственным поведением подростков мы понимаем такие их поступки и действия, в которых проявляется отношение к моральным эталонам, к требованиям нравственного долга, действующим в обществе.
3. В России духовно-нравственное развитие традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.
4. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность.
5. Младший подростковый возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир религиозно-духовной культуры, самостоятельного творчества. Процесс духовно-нравственного развития младшего подростка средствами православного искусства идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
6. Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа духовно-нравственного развития младших подростков «Основы Православной культуры. Синтез искусств».
Информация по теме:
Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии
личности
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное ...
Особенности воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные ...
Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...