Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаруживает сложность и многоаспектность данного феномена, что влечёт за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Рассмотрим имеющиеся в педагогике подходы к проблеме развития профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства, что поможет адекватно представить процесс развития личности будущего учителя технологии и предпринимательства в вузовской системе организации учебно-познавательной деятельности.
Анализ литературы показывает, что в качестве условий эффективного становления личности учителя технологии и предпринимательства в учебно-воспитательном процессе ввуза выступает прежде всего осознание будущим учителем технологии и предпринимательства тех требований, которые предъявляются профессией к его личностным качествам, необходимым знаниям, навыкам, умениям, то есть, по существу, настойчивое и последовательное самоформирование этих качеств на основе взаимосвязи и взаимодействия внутренних устремлений, мотивов студента с внешними организационно-педагогическими условиями деятельности.
Следовательно, чтобы будущий учитель технологии и предпринимательства отвечал требованиям, предъявляемым к нему в контексте его последующих социальных и профессиональных функций и задач самосовершенствования личности, необходимо постоянно формировать у обучающихся эталоны поведения в соответствии с профессиональными нормами. При этом профессиональные нормы трактуются как исторически сложившиеся или установленные стандарты профессионального поведения и деятельности.
Поскольку личность, становясь субъектом деятельности, «исходно выступает целостным образом, является организатором, формирующим свою способность к деятельности, свою активность», то в случае организации вузовского процесса обучения речь идёт о личностном уровне управления, саморегуляции, регуляции способностей, потребностей, чувств в процессе педагогически организованной деятельности.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность предстаёт в психических внутренних (мотивы) и поведенческих внешних (деятельность) сферах своего проявления в их единстве. При этом по главной внутренней характеристикой личности выступает мотивационная сфера личности. С её «личностным смыслом», выражающим отношение целей деятельности человека к её мотивам. Чем шире и разнообразнее виды деятельности человека, тем внутренне богаче сама личность. Важным для описания становления личности является понятие, характеризующее внутренние свойства и особенности человека, его «внутренняя позиция», которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
Личность, реализуясь в деятельности, обязательно включается в процесс познания и общения, который актуализируется в установлении взаимозависимости между: а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. Составляя важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности, эти процессы выявляют личностный способ регуляции деятельности, уровень проявления психологических качеств, необходимых для её осуществления.
Исходя из проведённого анализа следует, что, во-первых, личность является носителем социального, во-вторых, человек становится личностью в процессе приобретения социального опыта в сознательной активной деятельности и общении, и, в-третьих, этот опыт накапливается в процессе совместной деятельности при вступлении человека в определённые общественные отношения, которые определяют жизнедеятельность индивида, формируя его как личность. Познание других людей, отношение к ним, обращение с ними для большинства людей - это тот «стержень, который образует личность», определяет её «коммуникативное ядро». Под «коммуникативным ядром» понимается характерное для личности единство отражения, отношения и поведения.
Информация по теме:
Особенности изучения нумерации чисел в концентре тысячи
При изучении нумерации чисел в концентре тысячи учитель ставит пред собой следующие задачи. 1). Закреплять знания натуральной последовательности чисел в пределах 1000, умения записывать числа, называть, сколько единиц каждого разряда содержится в числе, учить заменять трехзначное число суммой разря ...
Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной
саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...
Продуктивные
методы обучения
Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состоян ...