Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаруживает сложность и многоаспектность данного феномена, что влечёт за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Рассмотрим имеющиеся в педагогике подходы к проблеме развития профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства, что поможет адекватно представить процесс развития личности будущего учителя технологии и предпринимательства в вузовской системе организации учебно-познавательной деятельности.

Анализ литературы показывает, что в качестве условий эффективного становления личности учителя технологии и предпринимательства в учебно-воспитательном процессе ввуза выступает прежде всего осознание будущим учителем технологии и предпринимательства тех требований, которые предъявляются профессией к его личностным качествам, необходимым знаниям, навыкам, умениям, то есть, по существу, настойчивое и последовательное самоформирование этих качеств на основе взаимосвязи и взаимодействия внутренних устремлений, мотивов студента с внешними организационно-педагогическими условиями деятельности.

Следовательно, чтобы будущий учитель технологии и предпринимательства отвечал требованиям, предъявляемым к нему в контексте его последующих социальных и профессиональных функций и задач самосовершенствования личности, необходимо постоянно формировать у обучающихся эталоны поведения в соответствии с профессиональными нормами. При этом профессиональные нормы трактуются как исторически сложившиеся или установленные стандарты профессионального поведения и деятельности.

Поскольку личность, становясь субъектом деятельности, «исходно выступает целостным образом, является организатором, формирующим свою способность к деятельности, свою активность», то в случае организации вузовского процесса обучения речь идёт о личностном уровне управления, саморегуляции, регуляции способностей, потребностей, чувств в процессе педагогически организованной деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность предстаёт в психических внутренних (мотивы) и поведенческих внешних (деятельность) сферах своего проявления в их единстве. При этом по главной внутренней характеристикой личности выступает мотивационная сфера личности. С её «личностным смыслом», выражающим отношение целей деятельности человека к её мотивам. Чем шире и разнообразнее виды деятельности человека, тем внутренне богаче сама личность. Важным для описания становления личности является понятие, характеризующее внутренние свойства и особенности человека, его «внутренняя позиция», которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

Личность, реализуясь в деятельности, обязательно включается в процесс познания и общения, который актуализируется в установлении взаимозависимости между: а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. Составляя важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности, эти процессы выявляют личностный способ регуляции деятельности, уровень проявления психологических качеств, необходимых для её осуществления.

Исходя из проведённого анализа следует, что, во-первых, личность является носителем социального, во-вторых, человек становится личностью в процессе приобретения социального опыта в сознательной активной деятельности и общении, и, в-третьих, этот опыт накапливается в процессе совместной деятельности при вступлении человека в определённые общественные отношения, которые определяют жизнедеятельность индивида, формируя его как личность. Познание других людей, отношение к ним, обращение с ними для большинства людей - это тот «стержень, который образует личность», определяет её «коммуникативное ядро». Под «коммуникативным ядром» понимается характерное для личности единство отражения, отношения и поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...

Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...

Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru