Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Страница 5

В итоге анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития ПЗК учителя технологии и предпринимательства можно сделать следующие выводы.

Становление личности происходит в процессе деятельности, познания и общения, где личность выступает субъектом деятельности в процессе овладения как общественно-историческими формами деятельности, так и при организации своей активности. Личность складывается в процессе усвоения человеком опыта общественной жизни, норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, осуществления различных видов деятельности, и теоретически может быть описана как система наиболее существенных качеств, которые проявляются в реальной деятельности, общении, познании людей.

Качества, образуя личность как социальную систему, находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга, характеризуются относительной устойчивостью и взаимодействием друг с другом. В современной психологии личность рассматривается и как представитель определённого общества, и как субъект коллектива, имеющий индивидуальные особенности и занимающийся определённой деятельностью. Для эффективного развития личности будущего учителя технологии и предпринимательства в вузовском учебном процессе необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, это осознание и понимание обучающимися требований, предъявляемых будущей профессией к их способностям, умениям, качествам личности. Во-вторых, - согласованность педагогических требований в организации учебной деятельности по конкретным дисциплинам с потребностями самой личности в её саморазвитии. В-третьих, - необходимость педагогического проектирования процесса организации обучения на основе системного и последовательного педагогического анализа путей и условий формирования у личности нормативных эталонов её профессиональной деятельности, закреплённых, с одной стороны, в уставах, директивах, инструкциях, представленных в виде культурных воспитательных и обучающих традиций, сохраняемых и развивающихся в российских учебных заведениях - с другой.

Педагогическая разработка нормативно-функциональной модели личности будущего учителя технологии и предпринимательства представляет собой моделирование будущей практической деятельности выпускника вуза в её основных функциях и ролях личности. Нормативно-функциональная модель отражает наиболее общие тенденции формирования учителя технологии и предпринимательства в учебном заведении, включает описание и внесение в учебный процесс функциональных особенностей профессиональной деятельности и соответствующей ей структуры основных ПЗК личности. Необходимые для успешного овладения данной профессиональной деятельностью личностные качества на различных этапах профессионального становления учитель технологии и предпринимательства целенаправленно и последовательно развиваются в период его обучения в ввузе. Для этого планируются такие формы учебных заданий, в которых студенты включаются в основные виды учебно-познавательной и коммуникативной деятельности на учебных занятиях.

Под профессионально значимыми качествами личности учителя технологии и предпринимательства понимается совокупность существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, умений и способностей, которые необходимы для выполнения профессиональных функций и успешной реализации личности в профессиональной деятельности. Поскольку в содержательном плане процесс развития ПЗК учителя технологии и предпринимательства осуществляется в процессах деятельности, общения и познания (теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева о взаимопроникновении и взаимодействии свойств личности и проявлении их в конкретной деятельности человека), то при организации педагогической деятельности по развитию ПЗК учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения важно принимать во внимание многофункциональность профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства. С учётом широких возможностей предметов Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг в плане развития социально-коммуникативных качеств личности, реализуемых и развиваемых в учебной деятельности, познании и общении, выделяется пять групп качеств, которые наиболее оптимально соответствуют деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства. Среди них проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и нравственные качества, составляющие пятую группу, которые как бы пронизывают в ценностном плане всю деятельность человека. Без них нет и не может быть ценностно-ориентированной личности, способной в современных условиях реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в социальном взаимодействии с людьми вообще.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...

Изменения окружности грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких
Данный показатель физического развития с возрастом увеличивается. Так, у школьников с 5 по 8 класс окружность грудной клетки возрастает в начале учебного года в среднем на 10 см, а в конце - на 12,7 см (табл.3). Таблица 2 Изменение веса тела школьников 5-8-х классов, кг Возраст, лет Классы Начало у ...

Виды одаренности и их признаки
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru