Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ее развития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковедении относятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах, хотя одни воспринимаются в этом цикле привычно и естественно, а появление в нем других вызывает удивление и даже недоумение. К антропологическим наукам сегодня относят экзистенциальную философию психологию, физиологию высшей нервной деятельности, педагогику, этнологию, экологию человека и т.п. Также по праву в этот перечень войдут частные научные направления, существующие в границах перечисленных, и различные стыковые направления, как-то: антропософия, синергетика, холистическая медицина, квантовая генетика, конструктивная психология, соционика, этнопсихология, этнопедагогика, андрагогика, педагогическая герменевтика и т.д.
Целенаправленно завершая изучение реабилитационной педагогики как предметной области рассмотрением ее взаимосвязей с науками антропологического цикла, которое невольно просвечивалось через канву рассуждений предыдущих параграфов, естественно начать с педагогики.
На антропологический характер педагогики ученые указывали уже достаточно давно (Кд. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.). Безусловно, реабилитационная педагогика как частнопедагогическое на правление имеет тесную взаимосвязь не только с коррекционной и специальной педагогикой, но и с другими частными направлениями педагогической науки и практики. Особенно — с социальной педагогикой и андрагогикой.
Социальная педагогика имеет существенное пересечение с исследовательским полем реабилитационной педагогики. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, ранее называвшиеся «дети-инвалиды», а также большинство детей с другими видами происхождения социальной дезадаптации нуждаются в социальной помощи, значительная часть которой осуществляется через социально-педагогическую реабилитацию (М.А. Жданова, СА. Расчетина). В идеале реабилитационно-педагогическая работа учителя в общеобразовательном контексте получает усиление эффективности при тесном взаимодействии с социальным педагогом, но не полном делегировании ему этой функции. Совпадение сфер реабилитационной и социальной педагогики происходит, в основном, на личностном уровне рассмотрения и преодоления проблем человека в его развитии, при достаточно явном нарушении процесса социализации, что отражено в виде взаимосвязи пересекающихся множеств.
Доказано что социально-педагогической деятельности и особенно социальной работе имманентна (внутренне изначально присуща) реабилитационная составляющая (Е. Сикорская). Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не в качестве объекта воспитания, но субъекта социального действия, социального обновления. То есть сама специфика работы предполагает действия не в коррекционном, через внешнее вмешательство и исправление, а через создание условий у возрождения, то есть в реабилитационном ключе.
Однако указанное не означает, что реабилитационно-педагогическая работа обязательно должна и может осуществляться лишь в рамках социально-педагогического подхода, хотя в нем наиболее близко нашему взгляду представляется авторское прочтение социально-реабилитационного направления С.А. Расчетиной, прослеживающееся и у ее последователей (М.А. Ждановой, ИБ. Чистовой и др.). Несмотря на активное развитие, социально-педагогического направления в общеобразовательной школе, она не является социально-реабилитационным учреждением, и метод социальной педагогики не будет в ней ведущим, ни в какой образовательной форме.
Основным принципом социально-педагогической работы с детьми с отклоняющимся поведением было «изменять среду, а не ребенка. В реабилитационно педагогической позиции в общеобразовательном контексте при сохранении средового подхода акцент несколько иной: задавать школьной образовательной среде такие характеристики чтобы обеспечить восстановление внутренних сил и энергии человека, прежде всего, душевно-духовной, я активного самовосстановления, позитивного самоизменения и саморазвития.
Методы, используемые в разных школах реабилитации, основываются на идеях, разработанных для реабилитации аномальных детей в конце сороковых годов 20 века великим венгерским врачом и педагогом А. Пето в рамках кондуктивной педагогики (от английского «руководитель, инструктор»). В кондуктивной педагогике не существовало понятия «больной ребенок» — лишь варианты нормы, более или менее удаленные от медианы, а принцип «мотивации» был основой руководства активностью ребенка.
Педагогическая герменевтика с ее представлениями о понимающем мышлении (Л.М. Лузина и др.), фокусируется на проблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что является сущностным для общения учителя и особенных учащихся. Познание, постижение внутреннего мира школьника с погружением в него, вскрывая слой за слоем, как при чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изучения позволяет устранить саму возможность линейных воздействий, что особенно важно для формирования среды межличностного духовного общения в фундаменте реабилитационной образовательной среды.
Информация по теме:
Вопросы и их роль в
активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...
Экспериментальное исследование выявления интеллектуальной одаренности
школьников
Целью данного эксперимента было выявить интеллектуально одаренных детей (ребенка) в экспериментальной группе, а также проанализировать общую ситуацию, в которой она развивается. В качестве экспериментальной группы было выбрано десять школьников восьмого класса средней школы с различным уровнем успе ...
Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого
поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...