Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Педагогика » Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Страница 1

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ее развития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковедении относятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах, хотя одни воспринимаются в этом цикле привычно и естественно, а появление в нем других вызывает удивление и даже недоумение. К антропологическим наукам сегодня относят экзистенциальную философию психологию, физиологию высшей нервной деятельности, педагогику, этнологию, экологию человека и т.п. Также по праву в этот перечень войдут частные научные направления, существующие в границах перечисленных, и различные стыковые направления, как-то: антропософия, синергетика, холистическая медицина, квантовая генетика, конструктивная психология, соционика, этнопсихология, этнопедагогика, андрагогика, педагогическая герменевтика и т.д.

Целенаправленно завершая изучение реабилитационной педагогики как предметной области рассмотрением ее взаимосвязей с науками антропологического цикла, которое невольно просвечивалось через канву рассуждений предыдущих параграфов, естественно начать с педагогики.

На антропологический характер педагогики ученые указывали уже достаточно давно (Кд. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.). Безусловно, реабилитационная педагогика как частнопедагогическое на правление имеет тесную взаимосвязь не только с коррекционной и специальной педагогикой, но и с другими частными направлениями педагогической науки и практики. Особенно — с социальной педагогикой и андрагогикой.

Социальная педагогика имеет существенное пересечение с исследовательским полем реабилитационной педагогики. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, ранее называвшиеся «дети-инвалиды», а также большинство детей с другими видами происхождения социальной дезадаптации нуждаются в социальной помощи, значительная часть которой осуществляется через социально-педагогическую реабилитацию (М.А. Жданова, СА. Расчетина). В идеале реабилитационно-педагогическая работа учителя в общеобразовательном контексте получает усиление эффективности при тесном взаимодействии с социальным педагогом, но не полном делегировании ему этой функции. Совпадение сфер реабилитационной и социальной педагогики происходит, в основном, на личностном уровне рассмотрения и преодоления проблем человека в его развитии, при достаточно явном нарушении процесса социализации, что отражено в виде взаимосвязи пересекающихся множеств.

Доказано что социально-педагогической деятельности и особенно социальной работе имманентна (внутренне изначально присуща) реабилитационная составляющая (Е. Сикорская). Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не в качестве объекта воспитания, но субъекта социального действия, социального обновления. То есть сама специфика работы предполагает действия не в коррекционном, через внешнее вмешательство и исправление, а через создание условий у возрождения, то есть в реабилитационном ключе.

Однако указанное не означает, что реабилитационно-педагогическая работа обязательно должна и может осуществляться лишь в рамках социально-педагогического подхода, хотя в нем наиболее близко нашему взгляду представляется авторское прочтение социально-реабилитационного направления С.А. Расчетиной, прослеживающееся и у ее последователей (М.А. Ждановой, ИБ. Чистовой и др.). Несмотря на активное развитие, социально-педагогического направления в общеобразовательной школе, она не является социально-реабилитационным учреждением, и метод социальной педагогики не будет в ней ведущим, ни в какой образовательной форме.

Основным принципом социально-педагогической работы с детьми с отклоняющимся поведением было «изменять среду, а не ребенка. В реабилитационно педагогической позиции в общеобразовательном контексте при сохранении средового подхода акцент несколько иной: задавать школьной образовательной среде такие характеристики чтобы обеспечить восстановление внутренних сил и энергии человека, прежде всего, душевно-духовной, я активного самовосстановления, позитивного самоизменения и саморазвития.

Методы, используемые в разных школах реабилитации, основываются на идеях, разработанных для реабилитации аномальных детей в конце сороковых годов 20 века великим венгерским врачом и педагогом А. Пето в рамках кондуктивной педагогики (от английского «руководитель, инструктор»). В кондуктивной педагогике не существовало понятия «больной ребенок» — лишь варианты нормы, более или менее удаленные от медианы, а принцип «мотивации» был основой руководства активностью ребенка.

Педагогическая герменевтика с ее представлениями о понимающем мышлении (Л.М. Лузина и др.), фокусируется на проблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что является сущностным для общения учителя и особенных учащихся. Познание, постижение внутреннего мира школьника с погружением в него, вскрывая слой за слоем, как при чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изучения позволяет устранить саму возможность линейных воздействий, что особенно важно для формирования среды межличностного духовного общения в фундаменте реабилитационной образовательной среды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...

Понятие о весе предметов и способах его измерения
Дошкольные программы математического обучения предусматривают ознакомление детей с понятиями величин. Величина - одно из основных математических понятий возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств. Вес – это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к ...

Характеристика образовательных программ ДОУ
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru