Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Педагогика » Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Страница 3

Тем самым подтверждается наличие педагогического аспекта реабилитации как имеющего самостоятельное значение и связанного с собственно человеческим в человеке — со сферой духа.

Необходимость достижения гармонии в связке «Человек — Образование» в ее взаимообратных зависимостях подсказывает один из реальных путей приближения к ней — извлечение на поверхность индивидуального и общественного сознания мысли об актуализации ее значимости в современных условиях. Принципиально важно движение: от обеспечения экологии образования — к обеспечению экологии Человека через придание образовательному пространству свойств, гарантирующих ее. Существенно для сегодняшнего дня также понимание невозможности одностороннего линейного движения. Важна и зависимость, в известной степени, экологии образования от экологии человека как обеспечивающего первое. А потому принципиально само серьезное обращение педагогов к экологическим проблемам.

Эволюция жизни человека определяется генотипическими (через структуры ДНК и РНК) и фенотипическими, или приобретенными (в том числе, воспитанными) в связях с окружающей средой особенностями, которые, в свою очередь, тоже передаются потомкам. Достаточно объяснимо и воспринимаемо влияние через связи с окружающей средой на фенотипические качества человека, их преображение. Однако сегодня учеными доказано (исследования сотрудников Института квантовой генетики под руководством доктора биологических наук П. Горяева) чувствительность к речи и чувствам структур ДНК (подобно чувствительности к радиоактивному излучению) Поскольку общеизвестна сила влияния слова, особенно в педагогической работе, возникает возможность создавать конструктивные условия даже для восстановления поврежденных структур ДНК.

Современное гуманистическое представление о целостном человеке предполагает его рассмотрение в целостном системном триединстве: физического тела, души и духа, если следовать терминологии, принятой в христианской традиции и используемой сегодня в холистической медицине (Е. Кучис, А.И. Субетто и др.) или биологической (природной), культурной (социальной) и экзистенциальной (духовной) сущности — в тер минах антропоцентрической педагогики (ОС. Газман, Л.К. Рахлевская и др.).

С этими представлениями перекликается представление с позиций современной философии образования о культуре как торжестве Разума, Эмоций и Веры (В.А. Разумный), порождающем человеческую способность создавать и познавать духовные ценности, главной из которых является ценность человеческой индивидуальности, неповторимости (ВЭ. Вульфов, АМ. Лузина и др.).

Но еще итальянскими гуманистами особо выделялась задача ревностного изучения всего, что составляет целостность человеческого духа. Век 20 все более, особенно настойчиво на рубеже с 21 веком, обнаруживал логику выделения духовной, собственно человеческой сущности человека.

Эта же логика прослеживается в распространении реабилитационно-педагогических подходов к образовательной работе с «проблемными» «особенными» детьми. Для развития реабилитационной педагогики в общеобразовательном контексте как отражения объективной тенденции особое значение представляет сущность собственно педагогической реабилитации с ее доминантой на «душевно-духовном» аспекте в рассмотрении проблем человека, трактуемом с позиций становления и развития его субъективности и не отождествляемом с сугубо религиозной трактовкой человеческой духовности.

Педагогическая реабилитация как процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка (его индивидуальности) и активной способности к саморазвитию создает условия для дальнейшего нормального, т.е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Основой для такого подхода послужили:

- Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс), дающая феноменологические ориентиры субъектоцентризма, с ее представлениями о роли самовосприятия личности;

- Антропософия Р. Штайнера с ориентацией на бережное разворачивание духовной жизни личности и ориентированная на духовность и развитие творческих способностей (аналогичную позицию находим и у других мыслителей);

- Духовная психология, развивавшая в теоретической психологии конца 20 века вектор в направлении от исследования психофизиологического полюса как основы личности, социокультурной ипостаси человека, к другому полюсу, находящемуся на стыке душевной жизни человека и его духовного бытия, к исследованию становления субъективного духа человека в ходе его жизни (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, ВИ. Слободчиков и др.).

Однако хорошо известная мысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, обращает нас к современному концептуальному знанию о здоровье человека, начиная от физического и завершая остальными его аспектами, соответствующими триединой природе человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru