Замысел курса «Университетское образование»

Страница 1

Дело не только в том, что университетского образования и подростковый возраст исторически возникают в одно время, а дело в том, что их связывает авторское действие и теоретическое мышление. По мнению Б.Д. Эльконина и К.Н. Поливановой авторское действие есть реализация ведущей деятельности в подростковом возрасте. Теоретическое мышление в своих основаниях становиться в подростковом возрасте дооформленным (в кризисе). (К.Н. Поливанова) Связка авторского действия и содержания университетского образования позволяет понять и высказать ряд предположений. В частности, из работы А.М. Аронова и О.В. Яковлевой следует, что исследования, проводимые в университете, оказывают влияние на образовательное пространство подростковой школы.

Эти исследования проливают свет на понимание, что вся структура университетского образования, редуцированно, так или иначе, может быть представлена подростку либо на уроках, либо в других специально-организованных действиях, которые в этом смысле будут являться учебными.

Обоснование программы курса заключено в следующем.

Практика и жизнь, вся структура университетского образования, отраженная в жизни и деятельности университета, в той или иной мере должна быть предъявлена ребенку.

Предъявление материальной и духовной культуры университетов в редуцированном виде, как некое пространство, аура, как образцы жизни и деятельности будущего ребенка, позволяет надеяться, что интериоризируясь, эти отношения оказывают значительное влияние на становление внутренней духовности, интеллектуальной культуры ребенка. Эта идея «просаливания» была высказана в исследованиях В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман. За метафорой «просаливание» стоит житейский образ, подсказанный Д.А. Аросьевым: как свежие огурцы, попав в рассол, постепенно становятся соленными, так и ребенок, погрузившись в учебное, позиционно-рефлексивное сотрудничество, постепенно делается рефлексивным.

Обсуждая дополнительное образование в подростковой школе, обозначим, что в определении содержания образовании мы придерживаемся эвриканского подхода, где оно понимается как система отношений человека к культуре, к обществу, к самому себе (А. Адамский). Эти три компоненты отношения человека к миру определяют позицию (В.Васильев). Следовательно, построение собственной позиции есть главное содержание образования. Способ построения (реализации) такого содержания напрямую связан с процессами интериоризации. Когда мое будущее отношение к миру возникает сначала как множественное социальное (коллективное) отношение между людьми, а затем, пройдя стадию культурного идеального знакового опосредствования, превращается в мое внутреннее отношение. Этот процесс превращения из внешнего во внутреннее не может быть линейным, он обязательно преодолевает разрыв теоретического обобщения. Только через теоретическое обобщение коллективно - распределенная (обращенная к другим) внешняя деятельность, пройдя стадию внутренне индивидуальной, может быть транслируема на другие области.

Такой подход к содержанию образования накладывает ряд системных ограничений, связанных с различными возрастами детей. Известно, что способность ребенка видеть себя как другого (Б.Д. Эльконин) и внутренняя, индивидуальная позиция «я - учащийся» (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман) появляются в младшем школьном и становится в младшем подростковом возрасте, как результат учебной деятельности в начальной школе. Позиция по отношению к социальной сфере возникает как коллективная рефлексия и рационализация роли (В.Г. Васильев).Можно предположить, что все три упомянутые выше способности (отношения) являются базовыми при обучении в средней школе.

Выстраивая систему отношений человека к культуре, к людям, к самому себе, мы должны отдавать себе отчет в одновременном построении системы обратных отношений: культуры и людей к человеку, внешнему отношению человека к себе (А. Адамский). И это не формальное противопоставление. Это драматическое, предельно напряженное, внутренне противоречивое состояние. Это диалектический механизм, обеспечивающий интериоризацию. Такой подход позволяет предположить, что основным ведущим содержанием образования в дошкольном и младшем школьном возрасте является система отношений мира и социума к человеку (к конкретному ребенку), а на рубеже подросткового возраста внутри самой учебной деятельности начинает зарождаться и заявлять о себе обратная система отношений. Сначала ребенок строит свое отношение как реакцию на вызов культуры и общества, а затем перехватывает управленческую инициативу и своим отношением перестраивает природу, культуру и общество. Фактически в старых формах зарождается новое содержание. Управленческий «перехват» не снимает содержательного противоречия (двойственной направленности) отношений между человеком и окружающим миром.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Использование литературы на уроках музыки
Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем: • в единстве возникновения: один источник – звук; • в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жан ...

Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...

Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru