Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Качества личности выступают и как условие, и как результат выполнения человеком какого-либо вида деятельности, причём, успешное выполнение определённого вида деятельности закрепляет и развивает в её процессе качества определённого уровня.

Структурно в качестве личности присутствуют как мотивационные элементы (направленность на осуществление деятельности), так и инструментальные (знания, умения, навыки, с помощью которых личность реализует эту направленность). Понятие профессионально значимых качеств (далее – ПЗК) как закрепившихся отношений личности к своей профессии, труду и людям, включающих в себя устойчивый сплав мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения воплощаются, является весьма важным для проектирования и педагогической организации системы вузовского обучения в целях профессионального становления личности.

Исходя из теории системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков), профессионально значимые качества личности можно представить как систему, которая формируется в процессе жизнедеятельности и проявляется в каждом поведенческом акте своей определённой стороной, своими сочетаниями. При этом, анализируя качества личности в контексте с деятельностью, согласно К.К. Платонову, важно делить их на более или менее «профессионально значимые», а уже потом на «положительно значимые» и «отрицательно значимые» для личности. Профессионально значимые качества определяются К.К. Платоновым как «свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, ослабление которых приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и снижает эффективность определённой профессиональной деятельности».

Анализ имеющихся в психолого-педагогической литературе подходов к классификации и развитию ПЗК личности свидетельствует, что они (ПЗК), во-первых, соотносятся и формируются в определённой деятельности, во-вторых, характеризуются как способности к конкретной деятельности, которые в этой же деятельности и развиваются. Следовательно, профессионально значимые качества личности учителя технологии и предпринимательства включают в себя совокупность существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, умений и способностей, которые необходимы для выполнения профессиональных функций и реализации в профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

Процесс подготовки учителей технологии и предпринимательства в вузе представляет собой многокомпонентную систему высокой степени сложности, где каждая учебная дисциплина, в том числе и Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг, выполняют воспитательную, развивающую и обучающую функции. В процессе обучения этим дисциплинам часто трудно углублять специально-профессиональные знания и умения, особенно это относится к специализациям, когда студенты получают дополнительную подготовку. Такой специализацией является «Предпринимательство в образовании» для специальности 06.03.00 Технология и предпринимательство. Спецдисциплины имеют специфический, неоднозначный характер, учитывающий область приложения предпринирмательской деятельности, а именно – образование. Основная задача спецдисциплин, укавзанная выше (углубление знаний, умений), трудно достижима полностью, но можно углубить специальную ориентировку в будущей деятельности в целом (место и роль профессии в обществе, закрепить требования и интеллектуальные, организаторские, проектировочные, коммуникативные и нравственные качества личности и т.д.). Так, изучение предпринимательства, менеджмента и маркетинга способствует подготовке студентов к осуществлению таких аспектов деятельности, как гносеологический, коммуникативный, организаторский, конструктивный, вырабатывает умения умственной деятельности в процессе решения служебных задач и при реализации предпринимательских проектов (в том числе в сфере образования). Общим является осознание, поиск плана решения проблемы, выдвижение гипотезы, отбор оснований и т.д. Чем больше обучающийся на занятиях по предпринимательству сталкивается с необходимостью “конструировать” поиск решения творческих задач, тем успешнее развиваются его творческие способности, если студент выступает как полноправный организатор и участник процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнёрства и взаимодействия с преподавателем. Это непосредственно ведёт к развитию самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения, способности к риску и рефлексии, формированию умений общения в коллективе, поскольку одна из важнейших функций предпринимателя – коммуникативная.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе рассмотрим психолого-педагогическую особенность детей старшего дошкольного возраста. Как показал анализ литературы по данной проблеме (А. Валлон, А.Л. Венгер, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман, Г.А. ...

Параметры психологического измерения субъективного отношения к природе
Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров. Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами: структурно-содержательным – широтой: в каких именно объектах и явлениях природ ...

Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru