Проблема определения тотальных размеров тела у детей и подростков

Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребёнка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Исследования в этой области позволили установить, что наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии ребёнка наблюдается в 13-14, 14-15, 15-16 лет.

Если у детей 8-9 лет, указывала Г.П. Сальникова, прирост длины тела за год составляет 4,6 - 6,3 см; вес тела - 1,4 - 4,0 кг и окружность грудной клетки - 1,4 - 4,0 см, то у подростков 13 - 14 лет эти нормативы оказываются значительно выше и составляют соответственно 4,9 - 9,9 см, 3,4 - 8,9 кг и 2,3 - 6,3 см.

Объясняя природу увеличения интенсивности роста размеров тела в подростковом возрасте, ряд авторов указывает на влияние такого фактора, как перестройка эндокринного аппарата, происходящая в период полового созревания.

Исследование влияния систематических занятий физической культурой и спортом на изменение уровня физического развития, проведённое Р.Е. Мотылянской, Л.И. Строговой и Р.А. Иорданской, 1979, показало, что юные спортсмены 13-17 лет имели почти такие же данные роста, как и школьники, не занимавшиеся спортом. Но вес тела и окружность грудной клетки у них были заметно больше. В то же время авторы отмечают, что число школьников, имеющих низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, уменьшается к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом. Соответственно увеличивается количество школьников со средними, а иногда и с более высокими оценками физического развития. Эти данные, указывают авторы, находятся в полном соответствии с наблюдениями ряда специалистов, отмечающих тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом.

Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчётливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Но значение этого фактора по данным ряда авторов отчасти начинает проявляться уже в подростковом возрасте. Анализ данных физического развития лиц, специализирующихся в силовых видах (тяжёлой атлетике, борьбе и др.), а также в беге на короткие и средние дистанции, позволяет говорить о том, что в формировании типа телосложения спортсменов естественный и искусственный отбор играют не основную роль.

Если для многих видов спорта антропометрические показатели являются существенным фактором при определении перспективности юных спортсменов, то в силовых видах спорта они являются спорными.

В то же время, по мнению Г.С. Туманяна, Э.Г. Мартиросова,1993, представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми особенностями конституции организма. Об этом же говорят исследования А.Н. Воробьёва, 1981, в которых указывается на то, что упражнения с отягощениями, особенно со значительным весом или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм.

Многие исследователи сходятся в том, что в подростковом возрасте (13-16 лет у мальчиков) наблюдается выраженный скачок в тотальных размерах тела. Вместе с тем мы не обнаружили работ, связанных с изучением влияния статических нагрузок локального воздействия на изменение физического развития школьников различного возраста.

В данный раздел вошли результаты исследований различных показателей физического развития школьников 5-8 классов в количестве 16 человек, за 12 из которых было установлено непрерывное наблюдение в течение двух лет учёбы в школе. Кроме длины тела исследовались окружность грудной клетки, вес тела и жизненная ёмкость лёгких. Методика замеров этих показателей описана в главе 2.

Информация по теме:

Основные требования к оформлению и созданию WEB сайтов
При создании Web-сайта, нужно учитывать некоторые стандарты создания и оформления сайта. Любой сайт должен отвечать общим требованиям, при соблюдении которых, он будет пользоваться большим спросом и аудитория посещающая данным сайт, будет только расти. К этим требованиям относится: Навигация, Соотв ...

Задачи со сказочными персонажами в 1 классе
Задачи на нахождение суммы №1. Золушка вымыла 6 тарелок утром, а в обед – 7 тарелок. Сколько всего тарелок вымыла Золушка? Решение Утром – 6 (первое слагаемое) В обед – 7 (второе слагаемое) Всего - ? (сумма слагаемых) 6 + 7 = 13 Ответ: Всего Золушка вымыла 13 тарелок №2. Карлсон съел 7 банок варень ...

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции нарушений поведения младших школьников
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru