Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребёнка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Исследования в этой области позволили установить, что наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии ребёнка наблюдается в 13-14, 14-15, 15-16 лет.
Если у детей 8-9 лет, указывала Г.П. Сальникова, прирост длины тела за год составляет 4,6 - 6,3 см; вес тела - 1,4 - 4,0 кг и окружность грудной клетки - 1,4 - 4,0 см, то у подростков 13 - 14 лет эти нормативы оказываются значительно выше и составляют соответственно 4,9 - 9,9 см, 3,4 - 8,9 кг и 2,3 - 6,3 см.
Объясняя природу увеличения интенсивности роста размеров тела в подростковом возрасте, ряд авторов указывает на влияние такого фактора, как перестройка эндокринного аппарата, происходящая в период полового созревания.
Исследование влияния систематических занятий физической культурой и спортом на изменение уровня физического развития, проведённое Р.Е. Мотылянской, Л.И. Строговой и Р.А. Иорданской, 1979, показало, что юные спортсмены 13-17 лет имели почти такие же данные роста, как и школьники, не занимавшиеся спортом. Но вес тела и окружность грудной клетки у них были заметно больше. В то же время авторы отмечают, что число школьников, имеющих низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, уменьшается к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом. Соответственно увеличивается количество школьников со средними, а иногда и с более высокими оценками физического развития. Эти данные, указывают авторы, находятся в полном соответствии с наблюдениями ряда специалистов, отмечающих тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом.
Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчётливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Но значение этого фактора по данным ряда авторов отчасти начинает проявляться уже в подростковом возрасте. Анализ данных физического развития лиц, специализирующихся в силовых видах (тяжёлой атлетике, борьбе и др.), а также в беге на короткие и средние дистанции, позволяет говорить о том, что в формировании типа телосложения спортсменов естественный и искусственный отбор играют не основную роль.
Если для многих видов спорта антропометрические показатели являются существенным фактором при определении перспективности юных спортсменов, то в силовых видах спорта они являются спорными.
В то же время, по мнению Г.С. Туманяна, Э.Г. Мартиросова,1993, представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми особенностями конституции организма. Об этом же говорят исследования А.Н. Воробьёва, 1981, в которых указывается на то, что упражнения с отягощениями, особенно со значительным весом или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм.
Многие исследователи сходятся в том, что в подростковом возрасте (13-16 лет у мальчиков) наблюдается выраженный скачок в тотальных размерах тела. Вместе с тем мы не обнаружили работ, связанных с изучением влияния статических нагрузок локального воздействия на изменение физического развития школьников различного возраста.
В данный раздел вошли результаты исследований различных показателей физического развития школьников 5-8 классов в количестве 16 человек, за 12 из которых было установлено непрерывное наблюдение в течение двух лет учёбы в школе. Кроме длины тела исследовались окружность грудной клетки, вес тела и жизненная ёмкость лёгких. Методика замеров этих показателей описана в главе 2.
Информация по теме:
Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...
Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с
природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...
Обзор изменений в образовательной и правовой сфере при реализации курса
«ОРКиСЭ»
Изучение национальной культуры и религиозных традиций российского социума является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности необходимо для отождествления себя с обществом, в котором он родился и вырос. Поскольку Россия исторически объединила ...