Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами

Педагогика » Формирование субъективного отношения к природе в условиях учреждения дополнительного экологического образования » Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами

Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дама, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне. И взаимодействие с ними кардинально отличается от взаимодействия с природой как обобщенной и, вследствие этого, обезличенной « окружающей средой». Природа как окружающая среда достаточно полно представлена в современном экологическом образовании. Но, кроме этого. В нем свое место должен найти и «мир природы» как совокупность конкретных природных объектов, взятых в их единстве и неповторимости. Такой «мир природы» в среде образовательного учреждения может быть представлен, в том числе наличием уголка живой природы. Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Возможные психолого-педагогические функции взаимодействия учащихся и педагогов дополнительного экологического образования с миром природы:

1. В сфере коррекции, развития и формирования компонентов экологического сознания:

функция освоения экологических знаний и представлений: формирование адекватных экологических знаний и представлений; осознание себя как части природы и роли экологических знаний в гармонизации взаимоотношений человека и природы; развитие умения осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы и т. д.;

функция развития и формирования субъективного отношения к миру природы: формирование способности к субъектификации объектов мира природы, его субъектного восприятия, когда природные объекты относятся личностью к сфере равного в своей самоценности человеку; могут выступать в роли «референтных» лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношение к себе и другим людям, природе, а также в качестве партнеров по общению и совместной деятельности;

Функция развития и формирования соответствующих личных стратегий и технологий практической природоориентированной деятельности: развитие стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы, выбор на основе экологических знаний и представлений и субъективного отношения к природе личных стратегий и технологий в данной сфере (эстетического освоения природных объектов, получения природоориентированной информации, поведения в природе и т.д.);

Функция формирования экологических ценностей: формирование нравственного отношения к природе, чувство долга и ответственности, органично сливающегося с чувством восхищения величием и красотой мира природы.

2. В процессе непосредственного контакта с миром природы в различных видах творческой деятельности:

Функции самореализации: Реализация творческих способностей и потребностей: удовлетворение потребностей в реализации внутреннего творческого потенциала. Реализация познавательных потребностей возникающих в процессе взаимодействия с природой. Реализация потребностей в отдыхе и творчестве. Реализация потребности в общении: природные объекты как партнеры по общению. Реализация эстетических потребностей: удовлетворение потребностей в эстетическом развитии личности;

Восстановительно-коррекционные функции: Психотерапевтическая: «снятие стрессовых состояний», «снижение возбуждения». Психофизиологическая: нормализация артериального давления, устранение бессонницы. Психокоррекционная: нормализация межличностных отношений. «Природотерапевтическая»: народные здравоохранительные методики – использование разнообразных бальнеологических природных факторов, в т.ч. таких как природотрудотерапия; гидротерапия; аэротерапия; биоритмотерапия; ароматерапия; терапия тишиной; ландшафтотерапия и др.;

Воспитывающие функции: «Общевоспитательная»: в процессе непосредственного взаимодействия с природой может осуществляться эстетическое, трудовое, физическое и т. д. Воспитание. Функция самовоспитания и самодисциплины: в процессе непосредственного взаимодействия с природой вырабатываются такие качества как организованность, дисциплинированность, ответственность и т.д.

Информация по теме:

Особенности развития творческого воображения в дошкольном детстве
Цель данной квалификационной работы – изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? П ...

Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего ...

Государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общест ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru