Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами

Педагогика » Формирование субъективного отношения к природе в условиях учреждения дополнительного экологического образования » Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами

Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дама, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне. И взаимодействие с ними кардинально отличается от взаимодействия с природой как обобщенной и, вследствие этого, обезличенной « окружающей средой». Природа как окружающая среда достаточно полно представлена в современном экологическом образовании. Но, кроме этого. В нем свое место должен найти и «мир природы» как совокупность конкретных природных объектов, взятых в их единстве и неповторимости. Такой «мир природы» в среде образовательного учреждения может быть представлен, в том числе наличием уголка живой природы. Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Возможные психолого-педагогические функции взаимодействия учащихся и педагогов дополнительного экологического образования с миром природы:

1. В сфере коррекции, развития и формирования компонентов экологического сознания:

функция освоения экологических знаний и представлений: формирование адекватных экологических знаний и представлений; осознание себя как части природы и роли экологических знаний в гармонизации взаимоотношений человека и природы; развитие умения осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы и т. д.;

функция развития и формирования субъективного отношения к миру природы: формирование способности к субъектификации объектов мира природы, его субъектного восприятия, когда природные объекты относятся личностью к сфере равного в своей самоценности человеку; могут выступать в роли «референтных» лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношение к себе и другим людям, природе, а также в качестве партнеров по общению и совместной деятельности;

Функция развития и формирования соответствующих личных стратегий и технологий практической природоориентированной деятельности: развитие стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы, выбор на основе экологических знаний и представлений и субъективного отношения к природе личных стратегий и технологий в данной сфере (эстетического освоения природных объектов, получения природоориентированной информации, поведения в природе и т.д.);

Функция формирования экологических ценностей: формирование нравственного отношения к природе, чувство долга и ответственности, органично сливающегося с чувством восхищения величием и красотой мира природы.

2. В процессе непосредственного контакта с миром природы в различных видах творческой деятельности:

Функции самореализации: Реализация творческих способностей и потребностей: удовлетворение потребностей в реализации внутреннего творческого потенциала. Реализация познавательных потребностей возникающих в процессе взаимодействия с природой. Реализация потребностей в отдыхе и творчестве. Реализация потребности в общении: природные объекты как партнеры по общению. Реализация эстетических потребностей: удовлетворение потребностей в эстетическом развитии личности;

Восстановительно-коррекционные функции: Психотерапевтическая: «снятие стрессовых состояний», «снижение возбуждения». Психофизиологическая: нормализация артериального давления, устранение бессонницы. Психокоррекционная: нормализация межличностных отношений. «Природотерапевтическая»: народные здравоохранительные методики – использование разнообразных бальнеологических природных факторов, в т.ч. таких как природотрудотерапия; гидротерапия; аэротерапия; биоритмотерапия; ароматерапия; терапия тишиной; ландшафтотерапия и др.;

Воспитывающие функции: «Общевоспитательная»: в процессе непосредственного взаимодействия с природой может осуществляться эстетическое, трудовое, физическое и т. д. Воспитание. Функция самовоспитания и самодисциплины: в процессе непосредственного взаимодействия с природой вырабатываются такие качества как организованность, дисциплинированность, ответственность и т.д.

Информация по теме:

Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с опред ...

Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты
При проведении эксперимента мы разделили детей на две группы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик. В своей работе мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», которая была построена на о ...

Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru