Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками

Страница 1

Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умения, насколько широко и полно могут быть отработаны в каждом классе. Он обязан четко планировать ход усложнения и наращивания умений от класса к классу. Это налагает на учителя огромную ответственность в современных условиях, когда требуется, чтобы выпускники средних школ были вооружены методами самостоятельного приобретения знаний.

Начинать работу следует со знакомства со школьной программой по истории, которая содержит перечень умений, формируемых на материале каждого курса с учетом возраста учащихся.Этот перечень поможет сориентироваться в определении того, как наращивать и развивать умения школьников от класса к классу.

Процесс формирования умений должен быть перенаправленным. Следует знать, какие умения и какими путями необходимо формировать на каждом уроке. Чтобы работа по формированию умений шла в системе, необходимо объяснить ученикам приемы учебной работы; обеспечить систему тренировочных заданий на урок и на серию уроков, следить за выполнением этих задании и вести работу по их постепенному усложнению, подводить итоги достигнутых результатов.

Формирование умений школьников осуществляется поэтапно:

Начальный этап — под руководством учителя школьники знакомятся с

новыми способами учебной деятельности. Учитель определяет цель работы и формулирует ее ученикам;

После чего разбирает содержание способов работы и порядок ее выполнения;

Затем под руководством учителя совершаются действия, не обходимые для овладения тем или иным приемом. Знания о способе и последовательности действий фиксируются в виде логической схемы или памятки, которая помогает ученикам усвоить определенную программу учебного исследования, требует самостоятельности при решении поставленной задачи, развивает у них логическое мышление. Памятки используются для раскрытия содержания изучаемого материала (например, памятка-характеристика исторических деятелей, определение предпосылок революции, уровня развития общественной формации) и для формирования умений, рассчитанных на пошаговые действия (например, памятка по развитию умений доказывать, сравнивать исторические явления, анализировать документ и т. д.).

IV. Промежуточный этап (тренировка и применение изученных приемов деятельности: выполнение упражнений, решение. логических задач). Уже знакомый школьникам прием применяется на ином материале и в иных условиях.

V. Заключительный этап — умение переносить усвоенные действия самостоятельно на новый материал, в иные условия. Оно считается сформированным, когда ученики могут самостоятельно составить план, провести сравнение, вычертить и объяснить логическую схему. Овладение разными умениями требует разного времени. Одни умения формируются в пределах учебного года, а другие — на протяжении ряда лет. Овладение разнообразными умениями помогает школьникам глубже усвоить основы наук, самостоятельно выделять главное, устанавливать и прослеживать связи исторических явлений.

Предметно-исторические умения в работе с историческими источниками, формируются так же, поэтапно вытекая из психологических закономерностей усвоения (Гальперин П.Я., Кабанова-Меллер Е.Н., Талызина Н.Ф.) и состоящая из следующих этапов:

а) создание мотивационной основы действий;

б) создание ориентационной основы действий (описание способов и последовательности их выполнения);

в) выполнение операций по памятке, алгоритму под контролем учителя (первичное закрепление умения, рефлексия);

г) выполнение действий без опоры на памятку, при самоконтроле (последующее закрепление);

д) самостоятельный анализ источника (рефлексия, позволяющая оценить

эффективность выполненной работы).

Методики обучения, построенные в соответствии с этой теорией, позволяют достичь результатов более высокого качества, в более короткие сроки, с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств:

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...

Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними
Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа. I этап - подготовительный. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включ ...

Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru