Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками

Страница 2

– методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;

– методики индивидуализируют процесс обучения, доводя буквально каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма;

– методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обычным методам);

– методики предоставляют возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью;

– методики исключают необходимость специального заучивания, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;

– методики не требуют никаких дополнительных дорогостоящих технических средств обучения помимо тех, которыми обычно пользуются;

– методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность;

– методики обеспечивают такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100 % обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.

В развитии умений школьников при изучении исторических источников выделены ступени, различающиеся уровнем познавательной самостоятельности.

1 уровень – элементарный анализ и понимание информации исторического источника. Предполагает умения расчленять содержание текста на смысловые части, его краткий пересказ своими словами; выделять главное, существенное; находить в тексте источника ответы на вопросы репродуктивного характера.

2 уровень – локализация источника, соотнесение его с исторической эпохой, цивилизацией, исторической картой; определение назначения (обстоятельств, цели создания); выделение главных положений; сравнение исторических событий, явлений, представленных в учебнике и в тексте исторического источника, нахождение признаков сходства и различия; анализ с элементами контекстной характеристики, анализ с элементами систематизации, обобщения; объяснение исторических терминов, понятий, умение оперировать ими; составление хронологических рядов, несложных таблиц, схем, опорных конспектов.

3 уровень – систематизация исторической информации из разных видов исторических источников; характеристика, оценка важнейших исторических событий, личностей, достижений культуры; выполнение творческих работ с использованием данных из источников, система дифференцированных вопросов и заданий для работы с историческими источниками.

Мы предлагаем таблицу, где отражено начало работы, ее постепенное усложнение и то, как общелогические умения, служа средством осмысления исторических знаний, становятся у учащихся составной частью умений исторического диалектико-материалистического мышления.

Систематическое развитие необходимых школьникам умений и навыков и их исторического мышления стимулирует активную переработку знаний и в конечном итоге – правильное понимание явлений общественной жизни. Выявляя сущность отдельных исторических событий, школьники учатся глубже проникать в сущность процесса общественного развития. Повышается эффективность обучения и воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод: что при активном включении в работу на уроках исторические источники. Учитель способствует развитию и формирования у учащихся основных предметно-исторических умений:

1) Познавательно-исторические:

А) первичное изучение исторического источника: описание внешнего вида, соотнесение его с определенным типом, видом;

Б) поиск информации в источнике;

В) объяснение исторических терминов, понятий, крылатых выражений,

оперирование ими;

Г) изложение причин и следствий исторических событий, явлений;

Д) сравнение описаний исторических событий, явлений, личностей, нахождение в них общего и различного;

Е) оценивание важнейших исторических событий, достижений культуры;

З) составление характеристики исторического деятеля, высказывание и обоснование своего отношения к его деятельности;

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Понятие «стертая дизартрия», как медико-психолого-педагогическая проблема
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедичес ...

Профильная школа в условиях модернизации образования
В последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека – необходимая предпосылка и условие для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного быт ...

Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и воз ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru