Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы

Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов.

Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.

Одним из важных направлений практического управления качеством обществоведческого образования является процесс освоения учащимися общеучебных и специальных умений. Переход к концентрической структуре обществоведческого образования привел, к сожалению, к нехватке учебного времени для формирования информационных и интеллектуальных образовательных умений, как в основной, так и в средней школе. А при их отсутствии у учащихся, трудно говорить о качестве обучения истории. Между тем учитель способен управлять этим важным процессом.

Исторический источник является одним из основных средств используемых в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики - завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно насколько учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих учеников.

Помимо этого в современном мире обычному человеку, зачастую предоставляется уже переработанная информация. СМИ делают основную работу за нас, т.е. они сами преподносят нам информацию в нужном им виде. А мы знаем, что любой историческое событие эпохи можно преподнести с различных точек зрения.

И поэтому одна из основных задач учителя-историка научить ребят работать с историческими источниками. Дать возможность самому без посторонней помощи, сделать выводы о значимости того или иного исторического факта. И трактовать данный исторический факт со своей точки зрения. Научить учеников отличать исторический источник от его анализа.

Правильно организованная работа с источниками также позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.

Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интепретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Положение усложняется и представляет серьезную проблему в рамках изучения истории по второму концентру, так как произошло разделение предпрофильной и профильной подготовки. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.

Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Нам представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Таким образом, можно выделить объект и предмет курсовой работы.

Объектом изучения в работе является формирование предметных умений в процессе обучения истории

Предметом исследования является процесс формирования умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы.

Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования умений работы с историческими источниками у учащихся основной школы на уроках истории.

Задачи:

определить сущность понятия и классификации умений в науке;

охарактеризовать основные группы предметно-исторических умений в науке;

раскрыть процесс формирования умений в процессе обучения истории;

охарактеризовать виды исторических источников и их классификаций в науке;

рассмотреть методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории, предложенные методической наукой;

определить и охарактеризовать методики формирования и развития предметно-исторических умений в процессе работы с историческими источниками, учащихся основной школы для уроков истории.

В ходе решения поставленных задач и осуществления цели данной работы мною были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с темой работы, анализ проектов государственного стандарта.

Проблемой формирования умений на уроках истории занимались многие «дидакты» и «методисты». В советский период над данной темой трудились Н.И. Запорожец, которой в своих трудах предлагал различные методики развития умений и навыков учащихся. Е.Н. Кабанова-Меллер, так же посвятила этой проблеме несколько учебных пособий. В 90-е годы эту тему изучали Е.Е. Вяземский, А.Т. Степанищев, М.Т. Студеникин. В частности, М.Т. Студеникин предлагает несколько методов изучения исторических источников ну уроках истории в основной школе. К.Б. Умбрашко, так же, предлагает свою методику работы с документами. Из современных авторов можно выделить О.Н. Журавлеву, Н.Н. Лазукову. Но все авторы рассматривали данную тему в основном ограниченно, предлагая в работе с историческими источниками ограничиться поверхностным изучением. И все их методики, в основном сводятся в даче рекомендаций учителю в работе с источниками.

В школе в процессе изучения истории учителями немного времени уделяется методике работы с историческими документами. В современных учебниках по истории наряду с текстами параграфов даются фрагменты исторических документов. Нередко учителя истории не уделяют особого внимания данным документам. Хотя каждый преподаватель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Учителю очень важно мотивировать ученика к познавательной деятельности. Результаты обучения напрямую связанны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению.

Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Введение отражает актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи курсовой работы, указание на методы исследования, а также содержит анализ литературы по проблеме организации обучения истории в средней школе.

Первая глава является теоретической, так как дает характеристику теоретико-метологических основ организации работы с источниками, классификацию их. Вторая глава знакомит с методиками организации работы с историческими источниками в процессе обучения истории.

Информация по теме:

Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать п ...

Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...

Методики изучения нумерации чисел в концентре
В методике начального обучения традиционно изучение нумерации по концентрам. Этот подход отражен в учебниках математики, разработанных Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. и др. Постепенное расширение числовой области создает хорошие условия для формирования знаний, умений, навыков по нумерации: постепе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru