Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ставя цели познания связей и развития. Поэтому такие конкретно-научные методы изучения можно назвать поэлементными методами изучения статики объектов.
В настоящее время, предлагаются классификации методов работы с историческими источниками на следующих основаниях:
1. По источнику информации с учетом формы обучения;
2. По характеру поисковой деятельности;
3. По логической структуре содержания учебного материала;
4. По логическим операциям
После выбора той или иной подгруппы методов (словесных, наглядных или практических) необходимо запрограммировать уровень усвоения и определить подгруппы поисковых методов, а затем и отдельные методы.
Следующий этап выбора методов зависит от логической структуры содержания учебного материала. На четвертом этапе необходимо определить логические операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и добиваться намеченных целей. Наиболее ценные в практическом отношении предложения по работе с источниками даны в пособии Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой “Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства”. Однако, в качестве рекомендаций авторы представляют “памятку” Стивена Л. Шехтера и план-вопросник учителей Западной Европы. В них удачны алгоритм анализа источника и формулировки вопросов.
Вопросы, следовательно, составлены таким образом, чтобы ученик не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения. Правильно указывается и на то, что необходимо перед началом работы с источником поставить определенные задачи, сформулировать задачи так, чтобы ребята прочитали источник “вдоль и поперек” несколько раз и, наконец, чтобы они сами поставили вопросы к источнику. Так же, можно выделить труды по работе с историческими источниками в пособии А.Т. Степанищева «Методика преподавания и изучения истории». Где автор, предлагает ряд различных методов работы с историческими источниками. Познакомимся с некоторыми методами более подробно.
Метод последовательно-текстуального изучения источников.
Данный метод является наиболее распространенным в общеобразовательных учебных заведениях и негуманитарных вузах. Суть этого метода заключается в следующем. Последовательно-текстуальный метод выражен в четырех основных действиях, следование которым составляет полный алгоритм работы учащихся в усвоении знаний источника.
Вычленение и отработка основных идей источника.
Данное действие предполагает:
• выделение основных идей и положений;
• формулирование продуктивно-познавательных вопросов для уяснения их сущности;
• составление и запись ответов.
Анализ авторских вопросов.
Данное действие предполагает:
• работу над вопросами, поставленными авторами в тексте;
• выработку на них ответов;
• сверку ответов автора со своими ответами.
Практически нет источников, в которых авторы не ставили бы вопросы, приглашая тем самым читателя следовать вместе с ними к исторической истине. Из характера истории как науки о людях вытекает ее особое отношение к способу выражения. История — наука или искусство?»
Информация по теме:
Реализация личностно развивающих дидактических игр в процессе организации учебных
занятий по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу
Предварительное выделение структуры профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства, отбор личностно ориентированных дидактических игр, их адаптирование к условиям вуза и апробация, целевое педагогическое проектирование системы дидактических игр на занятиях по Предпринимат ...
Понятие гуманных отношений
Гуманизм - (от латинского humans - человеческий, человечный) это признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманность – это человечность, человеколюбие, уважение ...
Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...