Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Страница 3

3. Разбор основных фактов и событий, включенных авторами в текст;

4. Выяснение качественных характеристик личностей.

На этом завершается предварительная подготовка учащегося к изучению источника.

Усвоение содержания источника (второй этап).

Первый этап работы с источником носит пропедевтический характер. Второй этап содержит решение главных задач изучения источника:

Выделение узловых вопросов источника. Задача трудна и требует дифференциации в ее решении.

Для учащихся с неустойчивыми навыками изучения истории целесообразнее избрать такой способ. Учитель заранее ориентирует их на вопросы источника, требующие особого внимания и концентрации мысли. Ученики, работая в дальнейшем самостоятельно, следуя этим ориентирам, постепенно наращивают объем нужной информацию по заданному алгоритму.

Для более подготовленных учащихся может быть рекомендован такой способ. В ходе первого прочтения источника они самостоятельно выделяют узловые вопросы. Затем на эти вопросы как бы нанизывается детализирующая информация. В результате основные идеи и положения обретают обобщенную форму.

Вычленение аспекта изучаемой темы, курса.

История — широкая наука. В нее входит все: политика, экономика, жизнь и быт, дипломатия, духовность, военное дело, искусство и т. д. Но история, рассматривая вопросы экономики, не вникает в детали, к примеру, социалистических или рыночных отношений. Ее больше интересует, что и как те или иные экономические отношения дали человеку, обществу, к чему приводит несоответствие экономических отношений интересам граждан и т. п.

Оценивая картины художника, историк в первую очередь видит исторический смысл полотна: людей, их взаимоотношения, способности, возможности и т. п.; природу, ее силу, взаимодействие с человеком; события как отражение действительности. Историю почти не интересует стиль стихосложения поэта, но она не остается безучастной к смыслу строки, духу, пронизывающему стих, его влиянию на человека и т. п. Многоаспектный источник, а таковых большинство, можно было бы по согласованию заинтересованных учителей разных предметов отрабатывать комплексно: здесь каждая учебная дисциплина получила бы соответствующий дисциплине материал. Однако пока такой способ изучения источников практикуется редко. При изучении хрестоматийных источников необходимо придерживаться ограничения не только в смысле отсечения неисторической информации, но и в области самой истории, то есть выделять исторический аспект вплоть до конкретной темы.

3. Уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории.

Если бы человечество не использовало исторический опыт, каждому его поколению пришлось изобретать уже не раз изобретенное. Во избежание этого учащиеся могут быть научены, как прослеживать судьбу идей, положений, фактов, чтобы видеть, что одно, другое, третье носило случайный или неслучайный характер, а если неслучайный, то, как оно трансформировалось, во что превратилось, чем закончилось, или продолжилось, актуально ли теперь.

4. Оформление конспекта (рабочие записи содержания источника).

Выполнение обобщающих и практических заданий (третий этап).

Данный этап включает три основных составляющих:

1. Определение взаимосвязей идей и положений источника между собой

2. Уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода и современности

3. Выполнение практических заданий на основе анализа событий и процессов действительности

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Приемы решения физических задач
Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом: Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физ ...

Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в не ...

Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru