Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Страница 4

Целесообразность и необходимость заключительной работы с источником по предлагаемому алгоритму определяется следующими причинами.

Во-первых, информация об одних и тех же идеях и положениях в источнике, как правило, не скомпонована (обобщена), а как бы разбросана по всему тексту. В таких условиях усвоить необходимое положение, идею в цельном виде довольно трудно.

Во-вторых, учащиеся, изучившие содержание источника, тем не менее, не могут понять, что дали, заложенные в нем идеи для периода его создания.

В-третьих, учащиеся, как ни вглядываются в зеркало прошлого, часто не могут увидеть в нем хотя бы отдельные штрихи схожести с собой, то есть не понимают, что мы, современники, можем, должны взять из опыта прошлого в нынешнюю жизнь,

В-четвертых, большинство исторических тем с целью их более глубокого понимания требуют выполнения практических заданий, особенно таких, которые несут воспитательную и методическую нагрузку.

Метод поэтапного изучения источников наиболее сложный, так как особенно на первых порах, требует большого умственного напряжения и значительных затрат времени, но и наиболее эффективный, поскольку порядок работы по методу носит полностью управляемый характер — по направлению движения к цели и по глубине ее реализации.

Так же свою методику работы с документами предлагает К.Б. Умбрашко. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они “не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения”.

Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или процесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позволяют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение документов с разных позиций, освещающих одно и то же событие. Ученики определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.

Таким образом, роль документов и содержащихся в них заданий К.Б. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схема изучения следующая: анализ документа – извлечение из него фактов – их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении. Возможно сочетание документального описания и карты; правового документа и дневниковых записей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности.

Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для учеников текст.

К главам ученики придумывают вопросы и задания, включают исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются рисунками, пародиями карикатурами.

Подобрать документы учителю помогают школьные хрестоматии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие – документы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хрестоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...

Процес обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области ...

Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков
Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Духовная культура представляется тем пласто ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru