Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Страница 2

При встрече с вопросом учащийся приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя свое понимание вопроса с мыслями автора отрабатываемого источника. Такое чтение незаметно вводит читателя в лабораторию умственного труда автора, что способствует выработке полезных навыков и умений работать с книгой.

Соотнесение исторического опыта с действительностью.

Применение теории к практике является конечной целью изучения исторических источников. Без помощи учителя учащимся этой проблемы не решить. Их требуется сориентировать на соотнесение того, что было в истории, с тем, что есть.

Схематично реализация четвертого действия выглядит так:

1. Подбор конкретного примера для анализа из источника

2. Отбор аналогов из отечественной и зарубежной истории

3. Нахождение, в чем и как эти аналоги получили развитие в современных условиях.

4. Размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни

Есть другой путь учебного использования исторического опыта: изучение современной истории путем ее соотнесения с опытом прошлого. Данный вид работы становится наиболее эффективным, если учащиеся придерживаются определенного порядка работы (алгоритма):

1. Подбор конкретного примера из окружающей действительности

2. Отбор аналогов из исторического прошлого России и других стран

4. Выделение общего и особенного в анализируемом факте (примере) и аналогах из прошлого

3. Соотнесение подобранного примера с аналогом из прошлого

В обеих схемах перестановка блоков может дать другие варианты отработки практической направленности идей и положений изучаемого источника.

Следующим метод предложенный А.Т. Степанищевым - метод поэтапного изучения источников.

Поэтапное изучение источников — это метод изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации посредством трехэтапного алгоритма действий: подготовительной работы; усвоения содержания источника; выполнения обобщающих и практических заданий.

Подготовительная работа (первый этап).

Этап предназначен для предотвращения «бросания вводу» (в огромный поток информации) учащегося, не умеющего плавать (элементарно разбираться в этой информации).

Этап включает четыре вида работы:

Уяснение терминологии источника, несущей смысловую нагрузку;

Выяснение причин, времени и условий создания изучаемого источника;

Учителя чаще всего выясняют это лишь по дате написания произведения. Год выхода в свет источника - это, конечно, важно. Но гораздо важнее, почему этот источник появился именно в том году, а главное - чем обусловлено его написание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Формирование толерантности в начальной школе
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Несомненную важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 но ...

Изменения окружности грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких
Данный показатель физического развития с возрастом увеличивается. Так, у школьников с 5 по 8 класс окружность грудной клетки возрастает в начале учебного года в среднем на 10 см, а в конце - на 12,7 см (табл.3). Таблица 2 Изменение веса тела школьников 5-8-х классов, кг Возраст, лет Классы Начало у ...

Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема
Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Ра ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru