Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Страница 4

Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании», ибо образование , само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры, характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он , - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - начинает злоупотреблять. Необходимо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный и добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.

Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник – во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции.

Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь.

В последние мартовские дни Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл встречался с ректорами российских вузов, со студентами, обсуждал проблемы современного образования. Внимание студенчеству Патриарх уделил и во время своего визита в Калининград. Тогда же он отвечал и на вопросы онлайн-аудитории через Интернет. Студенты интересовались мнением Святейшего Патриарха Кирилла о теологических факультетах, создаваемых в светских ВУЗах. Его Святейшество положительно оценил такую практику. «Сегодня идут споры о том, является ли теология наукой. Меня несколько удивляет такой подход: если история Церкви изучается в светском ВУЗе, она считается наукой, а если изучается она в Духовной академии, считается псевдонаукой…»

О взаимоотношениях науки и религии Патриарх Кирилл сказал: «Никакого спора между религией и наукой нет и быть не может по определению, как не может быть спора между наукой и музыкой, наукой и живописью – все это разные сферы человеческого бытия…».

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Характеристика методов воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...

Особенности учебно-методического комплекта «классическая начальная школа»
Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» является целостной системой на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстроено в единой логике, которой соответствует методический и дидактический аппарат всех учебников. В программах ...

Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru