Методы сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания

Педагогика » Общая характеристика методов исследований в теории физического воспитания » Методы сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания

Страница 1

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно – воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерность и конкретность объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приёмов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;

оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдалённых последствий физического воспитания;

в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать своё мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:

наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

недоступность наблюдения некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние, и т.п.);

возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);

пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

Учитывая всё это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:

когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом виде", без привнесения в него несвойственных ему элементов;

когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;

когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;

когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования;

когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов. Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

Разработка методики наблюдения направлена на то, чтобы пут1м разнообразных технических приёмов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.

Как метод исследования наблюдения должно обладать избирательностью (обоснованностью). Основной предпосылкой этого требования является создание кодируемых единиц наблюдения, т.е. доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление. Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным (социологи его называют дескриптивным) и оценочным. Частотный способ состоит в том, что исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица будет выражена в соответствии с какой – то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит чётко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока). Выбор объекта наблюдения полностью зависит от задач исследования. Они диктуют не только то, какой элемент обучения будет взят под наблюдение (например, использование технических средств обучения на уроке, формы организации занятий и т.п.), но и то, на каком качественном уровне педагогического мастерства он будет преподаваться.

К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:

а) задачи обучения и воспитания;

б) средства физического фоспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...

Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...

Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru