Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого – либо одного ведущего признака. Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками. Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
определить задачи наблюдения;
наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
определить способ проведения наблюдения;
подобрать приёмы фиксации полученных данных;
установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.
Для проведения наблюдения используются следующие способы:
протоколирование;
а) словесное описание;
б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;
в) стенографирование;
фотографирование и киносъёмка;
звукозапись.
Эффективность записей наблюдения повышается благодаря предварительной подготовке протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам.
для исследуемых контрольные упражнения должны быть наглядными по результатам исследования
Как общую рекомендацию следует признать проведение контрольных упражнений в сроки, которые зависят от задач исследования и учебно – воспитательного процесса. Чаще всего контрольные испытания проводят в начале, середине и в конце каждого периода обучения (например, подготовительного периода годичного тренировочного цикла). Однако контрольные испытания на специальную выносливость проводят лишь в соревновательном периоде.
Информация по теме:
Приемы активизации
Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности студентов на занятиях применяются разнообразные способы и приемы. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность студентов на последующих этапах лекции во многом зависит от того, ...
Методы решения физических
задач
Метод - это способ познания, исследования явлений. В широком смысле "метод - это способ действия, осуществление определенно деятельности, достижения какого-либо результата, решения задачи. Существует много различных методов решения задач по физики, в данном параграфе будут рассмотрены некоторы ...
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...