Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого – либо одного ведущего признака. Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками. Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
определить задачи наблюдения;
наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
определить способ проведения наблюдения;
подобрать приёмы фиксации полученных данных;
установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.
Для проведения наблюдения используются следующие способы:
протоколирование;
а) словесное описание;
б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;
в) стенографирование;
фотографирование и киносъёмка;
звукозапись.
Эффективность записей наблюдения повышается благодаря предварительной подготовке протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам.
для исследуемых контрольные упражнения должны быть наглядными по результатам исследования
Как общую рекомендацию следует признать проведение контрольных упражнений в сроки, которые зависят от задач исследования и учебно – воспитательного процесса. Чаще всего контрольные испытания проводят в начале, середине и в конце каждого периода обучения (например, подготовительного периода годичного тренировочного цикла). Однако контрольные испытания на специальную выносливость проводят лишь в соревновательном периоде.
Информация по теме:
Методические основы изучения табличного умножения и соответствующих случаев
деления
	 Первоначальное изучение умножения и деления целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи в каждом цикле): I цикл: а,б) умножение при постоянном множимом и деление по содержанию (совместно); в) деление на равные части. II цикл: а,б) уменьшение и увеличен ...
	
Спорт
	 Отдельное внимание в Оксфорде уделяется спорту. Здесь, как ни в каком другом месте, исповедуется принцип «в здоровом теле – здоровый дух». Наверное, нет такого вида спорта, которым нельзя бы было заниматься в университете Оксфорда – как на любительском, так и на полупрофессиональном уровне. В каждо ...
	
Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов
	 Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или неско ...