Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого – либо одного ведущего признака. Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками. Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
определить задачи наблюдения;
наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
определить способ проведения наблюдения;
подобрать приёмы фиксации полученных данных;
установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.
Для проведения наблюдения используются следующие способы:
протоколирование;
а) словесное описание;
б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;
в) стенографирование;
фотографирование и киносъёмка;
звукозапись.
Эффективность записей наблюдения повышается благодаря предварительной подготовке протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам.
для исследуемых контрольные упражнения должны быть наглядными по результатам исследования
Как общую рекомендацию следует признать проведение контрольных упражнений в сроки, которые зависят от задач исследования и учебно – воспитательного процесса. Чаще всего контрольные испытания проводят в начале, середине и в конце каждого периода обучения (например, подготовительного периода годичного тренировочного цикла). Однако контрольные испытания на специальную выносливость проводят лишь в соревновательном периоде.
Информация по теме:
Методическое обеспечение работы учителя с творческой
тетрадью
Данный пункт представляет собой готовые методические рекомендации по работе с творческой тетрадью. Рекомендации представлены в виде ограничений действий учителя, как учитель может помогать учащемуся при работе с тетрадью. В процессе апробации были выделены формы работы с творческой тетрадью: индиви ...
Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...
Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Компьютерная программа «Игры для тигры» Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических ком ...