Методы сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания

Педагогика » Общая характеристика методов исследований в теории физического воспитания » Методы сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания

Страница 2

в) методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);

г) поведение занимающихся и преподавателя;

д) характер и величину тренировочной нагрузки;

е) некоторые элементы техники выполнения движений;

ж)тактические действия;

з) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полёта диска и т.п.;

и) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.

С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективными методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие – либо приёмы объективной регистрации, например, фото- и видеосъёмку.

В любых случаях исследователь не должен оказывать какого – либо влияния на деятельность преподавателя. Весь учебно – воспитательный процесс должен осуществляться в соответствии с индивидуальными планами и возможностями самого педагога. Педагогический анализ и оценка учебно – воспитательного процесса – ведущая сторона деятельности исследователя. Основным недостатком анализа и оценки, как уже говорилось, является определенная мера их субъективности и большая сложность точной регистрации наблюдаемых фактов и явлений. Поэтому главные усилия любого исследователя должны быть направлены прежде всего на разработку способов объективизации своих наблюдений. С этой же целью необходимо стремиться использовать (параллельно с анализом и оценкой) другие методы сбора текущей информации (хронометрирование, кино- и фотосъёмку и пр.)

В теории и методике педагогических исследований не существует какой – либо общепринятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризоваться. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причём в большей мере заимствованной у социологов схематически она выглядит следующим образом (см. приложение 5).

По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические.

Проблемные наблюдения (в педагогике они называются ещё монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания. Примером могут служить наблюдения, которые осуществляются в школах после введения новых программ по физическому воспитанию. Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока).

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно – воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Всё это создаёт возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления. Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.

По степени определённости программы наблюдения могут быть разведывательными и основными. Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют чёткой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования. Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.).

Основное наблюдение (его ещё называют стандартизированным) имеет чётко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жёсткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).

Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации чётко видимые факты, позволяющие зафиксировать "да" или "нет"; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придётся уточнять её; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов. Джордано Бруно Уровень формирования мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развит ...

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе
Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В исследованиях известного лингвиста А.Н. Гвоздева собран уникальный фактический материал. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процес ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru