Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

Страница 1

Поскольку непрагматизм является одной из основ экоцентрического типа экологического сознания, то важнейшее значение для педагогического процесса экологического образования имеет онтогенетическая периодизация типов субъективного отношения непрагматической модальности. В целом, в онтогенезе субъективного отношения к природе можно выделить два больших этапа (или «эры»).

Первый, при всем наличии важнейших особенностей, свойственных каждому отдельному периоду, характеризуется преобладанием субъектного восприятия природных объектов, существованием по отношению к ним «субъектной установки». Он охватывает дошкольный, младший школьный, младший и средний подростковый возраст. Итак, первый этап – это эра субъектной модальности отношения к природе (субъектная эра»). Второй этап характеризуется преобладанием объектного восприятия природных объектов и существованием «объектной установки» по отношению к ним. Он охватывает собой старший подростковый, юношеский возраст и более поздние периоды. Итак, второй этап - это эра объектной модальности отношения к природе («объектная эра»). В эре субъектной модальности выделяются два этапа («эпохи»), в соответствии с преобладанием тех или иных аспектов субъектного восприятия и ведущим механизмом образования «субъектной установки». Первый этап связан с доминированием гносеологического и установочного (построенного на оппозиции «человеческое-нечеловеческое») аспектов субъектного восприятия и антропоморфизма как способа осмысления мира и механизма возникновения субъектной модальности отношения к природе. Он охватывает два периода: дошкольный возраст и, в определенной мере, младший школьный. Это эпоха антропоморфизма. Второй этап связан с доминированием функционального аспекта и установочного (построенного на оппозиции «равное-неравное» в своей самоценности) аспектов субъектного восприятия и субъектификации как механизма возникновения субъектной модальности отношения к природе. Он охватывает также два периода: младший школьный возраст и младший и средний подростковый возраст. (В младшем школьном возрасте еще существенно влияние элементов антропоморфизма, он является переходным.) Это эпоха субъектификации. В целом для онтогенетического развития такого параметра модальности, как «объектность-субъектность» характерна следующая закономерность: к концу каждой эпохи или эры снижается степень выраженности свойственных ей характеристик и постепенно нарастает значение характеристик, которые будут уже свойственны следующей эпохе или эре. Переходными периодами являются младший школьный и старший подростковый возраста. Качественные изменения, происходящие при переходе от эпохи антропоморфизма к эпохе субъектификации внутри «субъектной эры» и при переходе от «субъектной» к «объектной эре», сопровождаются изменениями второго параметра модальности: «прагматизм-непрагматизм». В младшем школьном возрасте, на стыке эпох антропоморфизма и субъектификации, происходит переход от доминирования прагматической модальности к доминированию непрагматической. Таким образом, выделяются два кризисных периода: младший школьный возраст и старший подростковый. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектного – субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью. Именно в эти периоды происходит и переструктурирование компонентов интенсивности. Следовательно, онтогенетическая цепочка ведущих компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности выстраивается следующим образом: когнитивный компонент (дошкольный возраст) – переструктурирование (младший школьный) - поступочный и на второй позиции – практический (младший и средний подростковый) – перцептивно–аффективный (юношеский возраст и взрослые). В целом, система возрастных изменений в доминировании тех или иных типов отношения к природе может быть представлена следующим образом. (Рис. 1)

В моей работе нас будут интересовать дошкольный, младший школьный и младший подростковый возраст. Поэтому рассмотрим их подробнее.

Отношение к природе в дошкольном возрасте

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень бльшой степни определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между «человеческим» и «нечеловеческим». Антропоморфический способ осмысления мира дошкольником приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит «субъектная установка», возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере «человеческого», но не к сфере равного в своей самоценности. Вторая характерная черта мышления дошкольника – артификализм, т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе. Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже, практически только к юношескому возрасту. В то же время, неразвитость перцептивно-аффективного компонента у дошкольников вовсе не означает низкого уровня такого параметра отношения как эмоциональность. Именно поэтому часто считается, что отношение к природе у дошкольников носит эмоциональный характер. Но оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не «эмоционально» по своей направленности. Практический компонент компонент интенсивности отношения к природе у дошкольников также сформирован достаточно низко. Их стремление к практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке, он просто реагирует на поступающие от нее психологические релизеры. Кроме того, из-за отсутствия соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут реализовать практический компонент отношения. В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» - он просто не может не представить это яблоко. Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования
Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых ...

Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...

Требования к охране труда
К показу на уроках приемов безопасности труда мастер производственного обучения всегда тщательно готовится, отрабатывает все приемы, заостряя внимание учащихся на безопасные условия работы. Мастеру как ответственному лицу за состояние труда на своем участке следует: знать и осуществлять все относящ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru