Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

Страница 2

Отношение к природе в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. В процессе социализации ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира, субъективное отобъективного и т.д. Вследствие этого свойственный дошкольному периоду антропоморфизм разрушается. Тем не менее, с разрушением антропоморфизма разрушение установочного аспекта субъектного восприятия не происходит, качественно меняется лишь его обусловленность. Расширение жизненного опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодействия с ними все больше и больше открываются ему как субъекты. В результате этого они начинают причисляться ими к сфере равного в своей самоценности, а это приводит к формированию «субъектной установки», являющейся основой отношения к ним как субъектам. Таким образом, в период младшего школьного возраста происходит переход от преобладания в субъектном восприятии природных объектов гносеологического аспекта и установочного, построенного на оппозиции человеческое-нечеловеческое, как это было свойственно дошкольному возрасту, к доминированию функционального и установочного, построенного на оппозиции равное-неравное. Антропоморфизм, являющийся механизмом возникновения субъектного восприятия природных объектов в дошкольном возрасте, в младшем школьном сменяется субъектификацией. С другой стороны, к младшему школьному возрасту уже полностью разрушается детский артификализм, обуславливающий прагматическую модальность отношения к природе у дошкольников. Возникающая на этом этапе субъектификация открывает младшему школьнику природные объекты «с другой стороны», кардинально меняет его цели и мотивы взаимодействия: он начинает общаться с ними, - прагматизм сменяется непрагматизмом. Как и в дошкольном возрасте, у младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствует два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников первого, да и второго класса еще увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения – им интересно узнать вообще что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему». Тем не менее, доминирование когнитивного компонента является своего рода «остаточным явлением» от дошкольного периода. Все большее значение начинает приобретать практический компонент. Именно в младшем школьном возрасте дети особенно настойчиво просят родителей завести дома какое-нибудь животное. Уровень технологической вооруженности ограничивает возможности реализации практического компонента отношения. Кроме того, импульсивность младшего школьника не позволяет ему ежедневно, постоянно заботиться о животном или растении, поэтому реально это становится обязанность взрослого. Растет и значение поступочного компонента. Причисление природных объектов в результате субъектификации к сфере равного в своей самоценности приводит к тому, что природоохранная деятельность, к которой начинает проявлять склонность младший школьник, становится действительно продиктованной его отношением к природе.

Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.

В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подростков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация природных объектов достигает максимального в процессе онтогенеза уровня. В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей.

В этот период продолжает сохраняться непрагматический характер взаимодействия с природными объектами. Именно в младшем подростковом возрасте достигает максимума в процессе онтогенеза уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подростковом возрасте. Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа-объект пользы) и склонны к выбору прагматического типа взаимодействия с ней. Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естественным. При высоком уровне доминантности и интенсивности, но еще недостаточной практической технологической вооруженности отношение к природе субъектно-непрагматической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной деятельности под руководством педагогов.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Пед ...

Методы сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно – воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерность и конкретность объекта наблюдения, во- ...

Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент всей системы обучения РКИ: учащийся должен уйти с занятия не с осознанием того, что он выучил, например, формы предложного падежа, а с осознанием того, что научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека, учреждения. ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru