Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения.
Как область педагогического знания, социальное воспитание призвано изучать и решать комплексные проблемы развития человека в среде, учитывая все основные воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах становления и развития личности (В.Г. Бочарова, И.П. Клемантович, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, М.М. Плоткин и др.).
Социальное воспитание в социально-культурной работе есть целенаправленная совместная педагогическая деятельность по созданию условий для творчески созидательной, интеллектуально и физически развивающей деятельности детей во внеучебное время, на основе полноценного использования потенциала личности, воспитательных средств и возможностей социокультурного пространства. Социально-культурная работа выступает как средство формирования у детей личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей и духовному обогащению, созданию педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия.
При рассмотрении процесса социального воспитания личности в педагогике исследуется важная проблема соотношения понятий «воспитание» – как системы целенаправленных и спланированных действий по формированию у индивида общественно и личностно значимых качеств и навыков поведения, и «социализация» – совокупности как целенаправленных, так и стихийных, никем не запланированных воздействий (И.С. Кон, А.И. Кравченко, М.М. Плоткин, А.Г. Харчев и др.).
Данный подход обусловлен тем фактом, что человек значительную часть времени находится вне воспитательного поля, где велика вероятность негативного влияния социальной среды. Таким образом, педагогически целесообразный организационный фактор в процессе социализации имеет большое воспитательное значение.
Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей.
Ученые в области педагогики досуга социально-культурную работу определяют:
как специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей;
как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность;
как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности;
как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека (А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.М. Чижиков и др.).
В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества.
Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Информация по теме:
Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ
При проведении анализа занятий в различных детских садах в условиях внедрения ФГТ показал, что данные требования обеспечивают высокий уровень образовательного процесса в ДОУ. После внедрения ФГТ занятия стали иметь более выраженную направленность на улучшение и развитие того или иного качества ребе ...
Анализ методик диагностики пространственных
представлений детей четвертого года жизни с дизартрией
В настоящее время в литературе вопрос о пространственных представлениях детей четвертого года жизни с дизартрией мало освещен, вследствие чего методик диагностики не разработано. Однако можно сказать, что некоторые авторы в своих работах все же поднимали этот вопрос и включили в свои диагностически ...
Эффективность применения домашних заданий на уроках
физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...