Исторический аспект теоретического мышления

Страница 1

В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это различие было проведено Гегелем, который назвал эти типы мышления рассудком и разумом.

«Деятельность рассудка, - писал Гегель, - состоит вообще в том, что она сообщает своему содержанию форму всеобщности, и всеобщее, как его разумеет рассудок, есть некоторое абстрактное всеобщее, как его разумеет рассудок, есть некоторое абстрактное всеобщее, которое, как таковое, фиксируется в противоположность особенному… Так как рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, то он, следовательно, представляет собою противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые, как таковые, всецело имеют дело с конкретным и остаются при нем».

«Разделение» и «абстрагирование», приводящие к «абтрактновсеобщему», противополагаемому особенному, - таковы функции рассудка, с которого начинается рациональное познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической, так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях. Но вместе с тем «мышление, как рассудок, не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей».

На этой ступени рационального познания путем разделения, сравнения и абстрагирования порождается знание об абстрактном тождестве, об абстрактном всеобщем, фиксированном в понятии. «Когда речь идет о мышлении вообще или в частности о постижении в понятиях, - отмечал Гегель, - то часто имеют при этом в виду лишь деятельность рассудка».

Для начальной ступени всех наук и для повседневной деятельности Гегель считал характерным «наивный образ мышления», воспроизводящий содержание ощущений созерцание без внутренней рефлексии. На этом пути, не выходящим за пределы рассудка, создаются односторонние, абстрактные определения (абстрактные всеобщности).

Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным или диалектическим, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. «Это разумное, - писал Гегель, - хотя оно и есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различных определений». Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом диалектики, разума является конкретное тождество как единство различных определений. Такое единство – это «имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены….».

Диалектическое мышление вскрывает переходы, движение, развитие. Благодаря этому оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Здесь и заключено подлинное значение диалектического мышления для человека.

«…Диалектическое мышление, писал Ф. Энгельс, - именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека. Да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития, и достигает своего полного развития только значительно позже, в новейшей философии…».

В нашем случае основное диалектическое противоречие скрыто в связи авторского действия и теоретического мышления. Авторское действие развивает психическую способность человека к теоретическому мышлению, а теоретическое мышление обеспечивает (является психическим основанием) авторского действия.

Таким образом, «обычная логика» - а под нею имеется в виду традиционная формальная логика – признает лишь методы рассудочного мышления. Для «развитого» же человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия). Формально-логический подход к мыслительным процессам не вскрывает специфики образования понятий, которая внутренне связанна с исследованием самой природы, с рефлексией. Вместе с тем формирование у человека в процессе его обучения и воспитания рассудочного мышления очень важная задача. Поскольку «рассудочность» как особый момент с необходимостью входит в более развитые формы мышления. Придавая его понятиям развитые формы мышления. Придавая его понятиям твердость и определенность. Но проблема состоит в том, чтобы найти такие пути обучения и воспитания, при которых рассудок становился бы главенствующей и самостоятельной роли, тенденция к чему заложена в представлениях о рассудке как о мышлении вообще.

Рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образы, можно назвать эмпирическим. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы – с исследованием понятий – целесообразно называть теоретическим.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...

Практическое направление политологического подхода при изучении обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов. В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, ...

Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией
Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспита ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru