Исторический аспект теоретического мышления

Страница 2

Теоретическое мышление всегда внутренне связанно с чувственно данной действительностью. Оно в полной мере реализует те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно- чувственная практика, воссоздающая в своей экспериментальной сути всеобщие связи действительности.

Теоретическому мышлению присущ ряд характерных черт, которые по-разному обнаруживаются на материале, относящиеся к различным формам общественного сознания. Этому мышлению свойственен анализ, характерна рефлексия и планирование.

В.В. Давыдов полагаясь на педагогические и психологические исследования 90-х г.г. отмечал, что система народного образования не обеспечивает на современном уровне должного развития детей, подростков и юношей. Анализ результатов исследований показал, что традиционная школа культивирует эмпирический тип мышления, оно характерно житейскому, утилитарному отношению к вещам и чуждо теоретической оценке и теоретическому пониманию действительности. Поэтому многие дети с большим трудом усваивают современные знания, если они передаются современными методами, так как современное знание предусматривает усвоение человеком процесса происхождение и развития вещей посредством теоретического мышления, изучаемого и описанного диалектической логикой. Многие педагоги начали понимать, что задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Это означало, что школа должна учить мыслить, т.е. активно развивать у учащихся основы современного теоретического мышления, т.е. образование должно иметь развивающий характер. Теория развивающегося обучения разработана В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным в русле основных идей научной школы Л.С. Выготского и одновременно развивает и конкретизирует эти идеи. В данной теории было найдено основание для закономерного сочетания двух направлений, возникших в этой школе и длительное время раздельно в ней существовавших, - деятельностного и культурно-исторического. Благодаря этой теории гипотеза Л.С. Выготского о роли обучения в психическом развитии человека приобрела форму научного понятия «развивающего обучения», которое было введено в современную психолого-педагогическую науку и нашло свое выражение в новой практике образования.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Психолого — педагогические особенности детей 2 — 3 летнего возраста
При совершенствовании умений детей раннего возраста необходимо обеспечить возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выберет ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, что будет способствовать его развитию личности. Ранний возраст является наи ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...

Психологическая готовность ребёнка к школе
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru