Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом:
Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче.
На этапе поиска решения ученик вспоминает физические законы, определения, описывающие рассматриваемое в задаче физическое явление, строит его математическую модель.
На этапе решения производятся преобразования записанных формул, осуществляется намеченный план решения.
Проверка результата - это определение достоверности числового значения искомой величины или её размерности при отсутствии числовых данных.
Исследование решения - позволяет глубже проанализировать физическое явление. Никакую задачу нельзя исчерпать до конца, поскольку всегда остаётся что-то, над чем можно поразмышлять, найти другое решение задачи.
Известно два приема, применяемые при поиске решения задачи - это аналитический и синтетический приемы.
При использовании аналитического приема, начинают работу с анализа вопроса задачи и записи формулы, куда входит искомая величина. "Затем для величин, содержащихся в этой формуле, записывают уравнения, устанавливающие их связь с величинами, заданными в условии".
физическая задача решение классификация
Если используется синтетический прием, то решение начинается с установки связей величин, данных в условии, с другими, до тех пор, пока в уравнение в качестве неизвестной не войдет искомая величина.
Далее рассмотрим решение задач аналитическим и синтетическим приемом.
Задача: Тело движется равномерно вверх по наклонной плоскости. Найдите КПД наклонной плоскости, если её длина 1м, высота 0,6м и коэффициент трения равен 0,1. (рис.1)
Аналитический прием решения задачи:
Записывают формулу КПД: =
*100%, где
- полезная работа по подъему груза,
- вся совершенная работа.
, где m - масса тела, g - ускорение свободного падения, h - высота наклонной плоскости.
, где FT - сила тяги, l-длина наклонной плоскости.
Для нахождения силы тяги запишем уравнение движения:
m +
+=0;
=mgSin+
Проецируем уравнение на ось Ох
mgSin+=0;
mgSin+
Уравнение в проекции на ось Оу
mgCos+N=0; N= mgCos, = mgSin+
mgCos=mg (Sin+
Cos)
=
=
Выразим Sin и Cos через длину и высоту наклонной плоскости:
Sin=h/l; Cos=
Подставляя значения величин, получим: =88%. Синтетический прием решения задачи: решение начинается с записи уравнения движения, из которого находится сила тяги:
m +
+=0
Записав уравнение в проекциях на координатные оси, получим:
= =mg (Sin+
Cos)
Записываем уравнение для совершенной работы:
= mg (Sin+
Cos) l
Информация по теме:
Методика проведения тестирования в
средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...
Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличи ...
Учебные процесс в Оксфорде
Учебный год в Оксфорде начинается в октябре и делится на три семестра (триместра): Миклмасс (осенний), Хилари (зимний) и Тринити (весенний). В течение года студент посещает лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, а также тьюториэлз – особые индивидуальные занятия с преподавателем. Шт ...