Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению, в системе профессионально ориентированного обучения

Педагогика » Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению, в системе профессионально ориентированного обучения

Страница 1

Для решения разнообразных научных задач, изучения систем, объектов, явлений, процессов, получения новой информации в образовании все чаще используется метод моделирования. Модель это упрощенное описание сложных объектов, которое включает в себя “подходящим образом выбранные существенные стороны физических объектов и ситуаций”. Педагогические объекты отличаются особой сложностью. По мнению Н.В. Кузьминой, “педагогическая деятельность это тот объект, который требует моделирования”.

В основу организации образовательного процесса учащихся СВУ, склонных к девиантному поведению, заложена модель психолого-педагогического сопровождения, базирующаяся на личностно ориентированном подходе. Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования развитию субъектности и индивидуальности подростка.

Процесс реализации психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, в системе суворовского военного училища, имеет огромное преимущество, которого лишены другие учебные заведения: объединяет в одно время на одной территории основные институты социализации ребенка семью, общеобразовательное учреждение и учреждения дополнительного образования. Более того, подросток находится в этом интегрированном пространстве практически непрерывно. У педагогического коллектива появляется уникальная возможность реализовать полное погружение личности подростка в особое образовательное пространство.

Психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья суворовцев, склонных к девиантному поведению, вусловиях профессионально ориентированного обучения в суворовском военном училище. Организация модели данного процесса интегрирует усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в реализации образовательного процесса в суворовском военном училище.

Система психолого-педагогического сопровождения служит подсистемой системы образования, поэтому принципы, на которых она строится, это конкретизация общеметодологических принципов, определяющих построение и функционирование системы образования в целом. Они общеизвестны, мы не будем останавливаться на них подробно.

К другой группе принципов относятся, во-первых, организационно-педагогические принципы (принцип стратегии, преемственности, открытости системы, приоритет профилактических мер психолого-педагогической поддержки, научная, методическая и технологическая обеспеченность субъектов психолого-педагогического сопровождения, входящих в систему и другие) и деятельностно-функциональные принципы (реалистичность, многоаспектность, комплексность, дифференцированность, последовательность, ранняя диагностика склонности к девиантному поведению, индивидуальный подход, учет гендерного аспекта, формирование и поддержка ориентации подростка на здоровый образ жизни, включая и духовное развитие). Помимо вышеперечисленных, в модель психолого-педагогического сопровождения заложены принципы системности, интегративности, приоритета особых потребностей суворовца, склонного к девиантному поведению, непрерывности. Все выделенные принципы взаимосвязаны между собой, поэтому игнорирование одного из них неизбежно повлечёт нарушение других принципов, что разрушит целостность системы.

Формами сопровождения могут быть индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению девиантных подростков в условиях СВУ реализуется в несколько этапов.

Первый этап диагностико-аналитический, включающий диагностический и аналитический компоненты. Диагностический компонент предполагает изучение социально-демографических характеристик суворовцев и их семей, входную диагностику мотивов выбора профессии, возможности и условия обучения, сбор начальных данных мониторинга личностного развития, выявление интересов и склонностей подростков, поступивших на обучение в СВУ.

Аналитический компонент предполагает анализ полученных в ходе диагностики данных, начало мониторинга критериев уровня склонности к различным видам девиантного поведения учащихся СВУ.

Второй этап мотивационно-целевой. Целевой компонент данного этапа включает в себя постановку основных целей (задач). Модель четко ориентирована на конкретную цель создание в СВУ психологопедагогических условий, благоприятных для максимально успешного обучения, воспитания и развития личности каждого суворовца, изменение девиантных, дезадаптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые. Заданная цель определяющим образом влияет на мотивацию, содержание, выбор методов и форм и в результате на процесс и результат социализации.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Геометрические фигуры
В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. Методика проведения ...

Исторический источник: сущность понятия и классификаций в науке
История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные со ...

Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах
Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru