Исторические основы активных методов обучения

Педагогика » Современные инновационные методы в процессе обучения » Исторические основы активных методов обучения

Страница 1

Под «содержанием образования» понимают типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний.

Существующее сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет (разбухают и углубляются старые предметы - физика, химия, биология, литература, и появляются новые - информатика, этика, экономика, и т.д.). Отсутствие руководящей идеи при отборе информации скрывает внутренние связи между различными предметами, отражающие единство картины мира и способов его освоения, приводит к эклектичным, фрагментарным представлениям о мире.

Учебные планы в существующей структуре содержания задаются только через перечисление научных и практических учебных дисциплин. Но само по себе обучение предметным знаниям и умениям, даже при сокращении их объема, не позволяет целенаправленно решать задачи развития личности, так как для развития каждой необходимой человеку способности требуется использование предметного материала из разных областей в интегрированном и концентрированном виде. Необходима мощная, глубоко разветвленная и хорошо организованная, развивающаяся образовательная среда.

Именно среда, а не просто система развивающего обучения. Различие между развивающим обучением в рамках одной из принятых систем и естественным развитием в образовательной среде можно обнаружить уже в различии их теоретических оснований.

Большинство систем развивающего обучения, разработанных в бывшем Советском Союзе, основывались, в силу вынужденных причин, на довольно расплывчатых философских построениях Гегеля и Маркса. С этих же позиций велась и критика конкретных психологических исследований выдающихся западных ученых Курта Левина, Жана Пиаже и других, а также работ Василия Порфириевича Вахтерова, заложившего основы экспериментального образования.

Теоретической базой систем развивающего обучения, пришедших к нам в последнее время с Запада, были философские (Дьюи), эзотерические (Штайнер) и педагогические (Монтессори) воззрения, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX веков. С тех пор многое изменилось. Сегодняшние представления о мире и культуре, о человеке и его возможностях, радикально отличаются от тех, что были даже 30 лет тому назад.

Теоретической базой, которая определяет принципы построения развивающей образовательной среды, критерии отбора содержания образования и характер методов обучения, является современная научная картина мира.

Неотъемлемой частью современных представлений о мире является сложная и непривычная картина человеческого сознания, построенная по результатам комплексных исследований по психологии восприятия, искусственному интеллекту, биохимии мозга, его эволюции, экологии и культурной антропологии.

Сформулируем основные особенности этой картины и вытекающие из них следствия для построения развивающей образовательной среды.

1. Человек сводит сигналы из окружающего мира к своим собственным категориям и воспринимает только то, что прямо отвечает на вопросы, которые он сам способен задать.

На поступление любой неподходящей информации нейроны головного мозга попросту не отзываются. Например, человек не реагирует ни на радиоволны, ни на рентгеновское излучение, ни на какие области электромагнитного спектра, кроме тепловой и видимой. Такое поведение свойственно как восприятию в целом, так и реакции отдельных нейронов.

Итак, наш мозг не реагирует ни на что, кроме ответов на его собственные расспросы. Отсюда вытекает ключевая роль вопросов в обучении. Вопросы важнее ответов. И выполнять эту роль, обеспечить ученику режим наибольшего благоприятствования могут только активные методы обучения - научное исследование, проект, дискуссия, деловая игра, оргдеятельностная игра, драматизация и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Понятие о формах организации обучения и их классификация
Эффективность учебно-воспитательной работы определяется не только методами преподавания - учения, а также и формами ее организации. К сожалению, на современном этапе развития дидактической науки нет четкого определения этого понятия, его сущности как педагогической категории. Понятие « форма » (от ...

Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...

Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru