Исторические основы активных методов обучения

Педагогика » Современные инновационные методы в процессе обучения » Исторические основы активных методов обучения

Страница 3

6. Систему когнитивных карт можно рассматривать как непрерывно меняющуюся конструкцию, создающую возможность своего рода «внутреннего видения».

Эта «конструкция» основана на абстрагировании того, что инвариантно во взаимоотношениях между активными действиями человека и получаемыми им впечатлениями, а также от того, что он уже знает на основе прошлого опыта. Тот факт, что наше «видение мира» в данный момент может быть опровергнуто в результате последующих действий, наблюдений и испытаний, показывает, что мир богаче, чем мы его знаем и воспринимаем.

Вместе с тем, возможность «внутреннего видения» показывает, что система когнитивных карт способна предсказывать результаты будущих опытов. Она экстраполирует или изобретает различные схемы, которые позволяют ожидать определенных событий в будущем, и проверить эти предсказания с помощью органов чувств.

В процессе обучения жизненно важно обеспечить реализацию непрерывного перехода от личного опыта и представлений ребенка к общественно принятым понятиям и идеям. Этот процесс осуществляется в развивающей среде через специальное представление материала в тетрадях на печатной основе и создание игрушечных микромиров, то есть последовательности игрушек, реализующей непрерывный переход от интуиции и личного опыта ребенка к пониманию некоторого принципа или закона природы. В более старшем возрасте игрушечные микромиры переходят в компьютерные микромиры (по С. Пейперту) или в систему «вложенных» друг в друга учебных проектов, или в последовательную цепочку исследовательских задач, проблемных ситуаций и т.п.

7. Процесс формирования когнитивных карт на ранних стадиях развития ребенка происходит в значительной мере неосознанно. Как показал Пиаже, маленькие дети часто не в состоянии различить то, что они воображают или вспоминают от того, что они на самом деле воспринимают с помощью органов чувств. Многие дети уверены, что другие люди видят те объекты, о которых они думают. Другими словами, ребенок считает свою когнитивную карту - свой мысленный образ эквивалентным самой действительности.

Творчество в жизни ребенка начинается с непреднамеренного создания им творческого продукта. При этом ведущим мотивом для него является игра, а не задача, поставленная взрослым. Постепенно в процессе общения со взрослыми или со сверстниками, ребенок начинает осознавать себя как автора и воспринимать свой результат, как продукт для других. При этом для младших детей такие понятия как проект, исследование, доклад, конференция являются чисто игровыми, помогающими реализовать те роли, которые они на себя взяли, создавая продукт.

Так как описываемая система моделей содержит минимальное число допущений, то деятельность по ее построению включает механизм самовознаграждения. Используемые при этом активные методы – исследования, проекты, игры, в свою очередь, включают механизмы самовознаграждения так как позволяют переходить от репродуктивной деятельности к продуктивной.

Все это вызывает необходимость построения новых шкал внешних оценок. То есть вместо того, чтобы оценивать знания и умения ученика в привычных терминах - «знает - не знает», «умеет -не умеет», «есть навык - нет навыка», мы переходим к оценке самих продуктов в терминах - «интересно или неинтересно», «красиво или некрасиво», «оригинально или неоригинально», «противоречиво или непротиворечиво» и т.д. Это совсем иная шкала оценок.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru