Исторические основы активных методов обучения

Педагогика » Современные инновационные методы в процессе обучения » Исторические основы активных методов обучения

Страница 4

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Попытки ввести в массовую школу обучение на основе исследовательских методов предпринимались с давних времен, однако это повлияло на традиционное обучение, оно так и осталось «информационно-рецептурным». Известный русский и советский педагог И.Ф. Свадковский еще в начале ХХ века писал о том, что провозглашенному принципу свободы ученика в традиционной школе соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребенка противостоит классная комната, наполненная 30-40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире в связи с введением «дальтон-плана», «метода проектов», «бригадно-лабораторного метода» дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.

С того времени прошло около сотни лет, но по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. В процессе «информационно-рецептурного» обучения у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. И это неудивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В.Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Истоки и значение исследовательского поведения

Однозначного определения исследовательского поведения не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательское поведение рассматривают:

как поиск информации;

как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью.

В данном контексте, рассматриваем исследовательское поведение как поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности; а «исследовательское обучение» - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Социальный характер ...

Комплекс компетенций составляющих компетентность
В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «икон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru