Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и способах его измерения

Педагогика » Представление о весе предмета у дошкольников » Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и способах его измерения

Страница 1

Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента:

- ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони);

- обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»);

- проверка веса, состоящая в смене рук или последовательном «взвешивании» каждого из предметов на одной из рук.

В исследовании Н.Г. Белоус при изучении стихийного опыта детей были выявлены следующие основные особенности восприятия и оценки массы детьми.

В детском саду осуществление развития представлений о массе происходит по двум направлениям:

- путем накопления представлений о массе в жизни и играх;

-в процессе специально организованной работы.

По этим основным направлениям организуют работу во всех возрастных группах. Перед воспитателем, работающим с детьми младшего возраста, стоят следующие задачи:

- формировать представления о массе как свойстве предметов;

- учить выделять ее среди других свойств предметов, пользуясь приемами обследования;

- сравнивать контрастные и одинаковые по массе предметы, устанавливая между ними определенные отношения;

- отражать результаты сравнения в речи, пользуясь прилагательными тяжелее - легче, тяжелый - легкий, одинаковые, равные.

Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализатора, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребенка с предметами. Происходит это уже в раннем возрасте. Так, на втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета, но его восприятие имеет сугубо локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него.

Малыш 2-х лет пытается поднять любой тяжелый предмет и убедившись, что такое ему будет не под силу, обращается за помощью к взрослым. К 3- 4 годам персептивные действия выделяются из практических и уже предшествуют им. Ребенок, представляя себе, в известной степени, тяжесть предмета, уже не пробует сам поднять его. В этот период все различия в массе предметов дети обозначают словами большой – маленький. В пассивной речи у них содержатся слова - тяжелый и легкий, но активно они ими не пользуются.

Из этого можно сделать вывод, что элементарная способность различать предметы по массе уже имеется, но эти различия в слове еще не закреплены. Ребенок различают контрастные по массе предметы, но только в разных зонах отношений масс, так называемых «зонах тяжелых предметов» и «зонах легких предметов». В данном возрасте дети различают тяжелые предметы лучше, чем легкие.

Так, в «зоне тяжелых предметов» дети 3-4 лет различают отношения масс 1:2,5, а в «зоне легких предметов» - 1:4. С возрастом восприятие различий становится все более точным во всех зонах. Старшие дошкольники начинают дифференцировать массы при соотношении 1:1,5 в «зоне тяжелых» и 1:1,75 в «зоне легких предметов». Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора, к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. Однако развитие «барического чувства», способности точного определения массы предмета при помощи активного движения рук происходит не спонтанно, а зависит от упражнений, т.е. от условий обучений.

В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения, как эталон. Они ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Речевая ситуация. Типы речевых ситуаций
Важным компонентом содержания обучения русскому языку как иностранному (РКИ) является речевое умение, под которым понимают способность выражать и понимать высказывание, основываясь на знаниях и владении навыками использования языковых средств в речи. В процессе изучения иностранного языка особые тр ...

Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение полити ...

Цель - идеальное предвидение результатов действия
Цель - опережающее отражение событий в сознании человека. Для педагога цель - это цель преподавания. Для ученика цель - это цель учения. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответств ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru