Как видно из результатов диагностики уровень развития пространственных представлений у детей экспериментальной группы остался ниже, чем у детей контрольной группы. Однако, заметна положительная динамика по сравнению с показателями экспериментальной группы на начало эксперимента.
Остановимся более подробно на результатах экспериментальной группы и рассмотрим типичные ошибки.
Результаты диагностики первой серии показали, что средний уровень сформированности ориентировки "от себя" остался лишь у трех человек, остальные показали результат наиболее приближенный к показателям нормы. Шесть человек набрали наивысший балл. Чаще всего наблюдались ошибки в заданиях "покажи левую руку" (ошиблись 3 ребенка) и "покажи правую ногу" (ошиблись шесть человек).
По результатам диагностики по заданиям второй серии можно увидеть что у шести детей уровень сформированности ориентировки на плоскости приближен к показателям уровня нормы, хотя при первичном диагностировании ни у одного ребенка этот уровень не был приближен к показателям уровня нормы. Остальные показали средний результат. Все дети правильно справились с заданием "собери матрешку". Наиболее трудным было задание "собери картинку из четырех частей", с ним справился самостоятельно только один ребенок, остальные выполнили при помощи вербальной подсказки логопеда. Наиболее часто наблюдаемые ошибки: складывание картинки вверх ногами и зеркально. С заданием "сложи фигурки из палочек" все дети: шестеро - самостоятельно, остальные с помощью логопеда (логопед уточнял: "А ты уверен что так правильно?"). С заданием "сложи картинку из двух частей" также справились все дети: десять из них справились с заданием самостоятельно, остальные с помощью наводящих вопросов логопеда.
Задания серии 3 предназначены для исследования уровня сформированности ориентировки в пространстве. Десять детей показали высокий уровень сформированности ориентировки в пространстве. Все дети правильно выполнили задание "посади зайку на стул". С заданием "убери зайку под стол" самостоятельно справились четверо детей, остальные смогли выполнить задание после вербальной подсказки. Задание "посади зайку перед собой" не вызвало затруднений у восьми детей, остальные четверо справились с помощью вербальной подсказки. Трое детей ошибочно сажали игрушку за собой, один ребенок посадил игрушку под стул. При выполнении задания "посади зайку за собой" не справился один ребенок, выполнили с подсказкой девять, остальные двое справились самостоятельно. Почти у всех наблюдалась одна и та же ошибка: дети сажали игрушку перед собой, двое убрали под стул. Самым легким для детей стало задание "убери зайку в коробку". Все дети справились самостоятельно.
Отразим в рисунках 2 и 3 насколько выросли показатели в экспериментальной и контрольной группах по сравнению с началом исследования.
Рисунок 2 − Уровни развития пространственных представлений в экспериментальной группе
Из рисунка 2 видно насколько уровень развития пространственных представлений после эксперимента в экспериментальной группе стал выше у детей с дизартрией четвертого года жизни.
Рисунок 3 − Уровни развития пространственных представлений в контрольной группе
В контрольной группе как видно из рисунка 3 уровень развития пространственных представлений тоже стал выше, но не настолько как в экспериментальной группе. Таким образом, мы можем увидеть, что показатели уровня сформированности пространственных представлений росли в обеих группах, но в экспериментальной более интенсивно.
Информация по теме:
Приемы, способы и
средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...
Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Компьютерная программа «Игры для тигры» Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических ком ...
Понятия «процесс», «процесс обучения»
Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процес ...