Общая характеристика пространственного мышления

Страница 1

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Деятельность представления есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, то есть переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Пространственные представления − представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Восприятие пространственных признаков и отношений основано на взаимодействии различных анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного, кинестетического. В основе пространственных ориентировок лежат межанализаторные связи. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, и образующих сложный системный механизм.

Пространственное восприятие и ориентация являются комплексными формами отражения внешнего мира. Пространственный анализ составляет особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которое включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.

Существует 3 вида пространственных представлений:

Внутреннее пространство

Внешнее пространство

Отраженное в речи, "квазипространство".

Внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела. Схема тела задана нам генетически. Онтогенез соматогнозиса происходит за счет:

Болевых и аналогичных им дискомфортных состояний;

Взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром;

Разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чувственных соприкосновений с другими людьми (точнее их телами);

Собственной двигательной активности, которая предоставляет самые разные и богатые ощущения.

Внешнее пространство надстраивается в онтогенезе над внутренним, телесным. Дано через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов.

Отраженное в речи пространство, абстрагированное от наглядных чувственных образов - квазипространство. Значение этого явления можно продемонстрировать на примере употребления предлогов, которые все первоначально означают пространственные отношения, а также на словах, обозначающих виды деятельности и свойства. Вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...

Средства и методы социально – нравственного развития дошкольников
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень значима ...

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru