Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Деятельность представления есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, то есть переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.
Пространственные представления − представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Восприятие пространственных признаков и отношений основано на взаимодействии различных анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного, кинестетического. В основе пространственных ориентировок лежат межанализаторные связи. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, и образующих сложный системный механизм.
Пространственное восприятие и ориентация являются комплексными формами отражения внешнего мира. Пространственный анализ составляет особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которое включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.
Существует 3 вида пространственных представлений:
Внутреннее пространство
Внешнее пространство
Отраженное в речи, "квазипространство".
Внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела. Схема тела задана нам генетически. Онтогенез соматогнозиса происходит за счет:
Болевых и аналогичных им дискомфортных состояний;
Взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром;
Разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чувственных соприкосновений с другими людьми (точнее их телами);
Собственной двигательной активности, которая предоставляет самые разные и богатые ощущения.
Внешнее пространство надстраивается в онтогенезе над внутренним, телесным. Дано через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов.
Отраженное в речи пространство, абстрагированное от наглядных чувственных образов - квазипространство. Значение этого явления можно продемонстрировать на примере употребления предлогов, которые все первоначально означают пространственные отношения, а также на словах, обозначающих виды деятельности и свойства. Вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство.
Информация по теме:
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства. В философском смысле понятие «фо ...
Описание структуры университетского образования
Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарож ...
Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции
личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...