Общая характеристика пространственного мышления

Страница 1

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Деятельность представления есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, то есть переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Пространственные представления − представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Восприятие пространственных признаков и отношений основано на взаимодействии различных анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного, кинестетического. В основе пространственных ориентировок лежат межанализаторные связи. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, и образующих сложный системный механизм.

Пространственное восприятие и ориентация являются комплексными формами отражения внешнего мира. Пространственный анализ составляет особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которое включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.

Существует 3 вида пространственных представлений:

Внутреннее пространство

Внешнее пространство

Отраженное в речи, "квазипространство".

Внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела. Схема тела задана нам генетически. Онтогенез соматогнозиса происходит за счет:

Болевых и аналогичных им дискомфортных состояний;

Взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром;

Разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чувственных соприкосновений с другими людьми (точнее их телами);

Собственной двигательной активности, которая предоставляет самые разные и богатые ощущения.

Внешнее пространство надстраивается в онтогенезе над внутренним, телесным. Дано через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов.

Отраженное в речи пространство, абстрагированное от наглядных чувственных образов - квазипространство. Значение этого явления можно продемонстрировать на примере употребления предлогов, которые все первоначально означают пространственные отношения, а также на словах, обозначающих виды деятельности и свойства. Вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Проблемы компьютеризации учебного процесса
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отве ...

Особенности процесса разработки теста по иностранному языку в средней школе
Тестирование, являясь одной из перспективных форм контроля, получает все более широкое применение в школьной практике. Новаторский характер тестирования является причиной возникновения проблем, связанных с введением тестирования в школьную практику. Одна из наиболее актуальных проблем тестирования ...

Основные компоненты учебного процесса
Структура учебного процесса, во-первых, указывает на то, что обучение имеет двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия субъекта преподавания и субъекта учения на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и задач и заканчивая проверкой и оценкой ее рез ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru