3-й уровень. Метрические и топологические представления. Пространство, ограниченное взаимодействием с каким-либо объектом, находящимся в определенных отношениях с телом. Появление ближнего и дальнего оптико-мануального, полимодального пространства. Дебют взаимодействия с внешним пространством "от головы".
4-й уровень. Координатные представления.
5-й уровень. Структурно-топологические представления.
6-й уровень. Проекционные представления. Вербальное, концептуальное обозначение пространства, позволяющее манипулировать с ним в абстрактном плане.
7-й уровень. Стратегия, когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе контакта с внутренним (телесным) и внешним пространством.
Однако приведенная модель практически не может существовать в таком виде, поскольку она статична. В ней отсутствует движение. По этой причине предлагается дополнить каждый из уровней и всю модель в целом временным вектором. Тогда на рассматриваемых иерархических ступенях появятся:
1-й уровень. "Темное мышечное чувство". Биоритмы, биологические часы человека. Включенность в ритмику окружающей среды.
2-й уровень. Соматогнозис. Гомеостатическая ритмика организма. Ритм дыхания, сердца, гормональных колебаний, ходьбы и т.д.
3-й уровень. Метрика и топология. Локализация событий жизни во времени, наслоение их на время. Длительность событий или/и интервалов между ними. Их скорость, ритм, темп, канон.
4-й уровень. Координатные представления. Прошлое - настоящее - будущее.
5-й уровень. Структурно-топологические представления. Восприятие отдельных субъективных (переживаемых и пережитых) и объективных (в том числе исторических) событий собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас.
6-й уровень. Проекционные представления. Хронология. Вербальное, концептуальное обозначение времени. Время линейное и циклическое, дискретное, континуальное и голографическое.
7-й уровень. Стратегия, когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе взаимодействия с индивидуальным и внешним временем.
Все вышеперечисленные уровни пространственно-временных представлений формируются в фило- и онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.
Пространственно-временные функции достигают своего абсолюта за счет соединения факторов, противоположных друг другу как по психологическим, так и с точки зрения их мозговой организации. Пространственные представления достигают максимально высокого уровня своего развития, когда начинают опосредоваться не только правым, но и левым полушарием.
Пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в которое правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад. Между тем дисфункция правого полушария приводит к более частым, выраженным и разнообразным дефектам пространственного восприятия.
Условно можно выделить 3 основных вида стратегий оптико-пространственной деятельности:
Дедуктивную (нормативную) - с последовательным переходом от целого к частям, фрагментам фигуры;
Пофрагментарную - с поэлементным воспроизведением одного фрагмента за другим с относительно выраженным вектором продвижения от одного края перцептивного поля к другому;
Информация по теме:
Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравс ...
Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...
Величина
Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широк ...