Общая характеристика пространственного мышления

Страница 2

Пространственные представления, прежде чем строится "от головы", должны быть сформированы "от тела", то есть начиная с внутриутробного развития.

Во внутриутробном периоде развития происходит накопление мышечных, тактильных ощущений от внешних раздражителей и положения своего собственного тела, то есть происходит формирование "темного мышечного чувства", а в момент родов тело разворачивается на 45 градусов, что обогащает его новыми ощущениями. У новорожденного поэтапно складывается базовый для пространственно-временных представлений фактор, как система координат с момента развития двигательных умений, таких как 90-градусный разворот в процессе сидения и ползанья, 180-градусный поворот - с момента перехода к прямохождению, 360-градусный - с момента овладения пространством, находящимся сзади. В третьем полугодии жизни ребенок уже начинает овладевать речью, где обобщает все свои знания об окружающем пространстве.

Б.Г. Ананьев отмечал относительное отставание и неравномерность пространственных компонентов грамматического строя речи детей, так как для этого требуется накопление знаний о предметах и их свойствах. Обозначение словом определенных признаков и отношений, абстрагирование от самих предметов является показателем значительных сдвигов в умственном развитии детей.

Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед - назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т.п.

Основными качественными показателями пространственного мышления являются:

Тип оперирования пространственными образами

Широта оперирования с учетом используемой графической основы

Полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, величины, пространственного положения объектов)

Используемая устойчиво система отсчета (пространственная ориентация "от себя", от произвольной точки отсчета)

Важным показателем развития пространственного мышления выступает широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность.

Опираясь на теорию Н.А. Бернштейна, подходы Ф. Превика и Дж. Гибсона и исследования Б.А. Архипова, А.В. Семенович предлагает вертикальное строение пространственных представлений как функциональной системы:

1-й уровень. Протопатическая и эпикритическая чувствительность. Проприоцептивная система человека. "Темное мышечное чувство", по И.М. Сеченову. Нейробиологические предпосылки систем восприятия.

2-й уровень. Соматогнозис. Пространство, существующее в пределах собственного тела субъекта и оформленное им. Взаимодействие с внешним пространством "от тела".

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Упражнения, помогающие развивать умения прогнозирования
К основным упражнениям, помогающим развивать умения прогнозирования на различных уровнях, относятся следующие. 1) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы. А) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например tele . (television), hand . (handsome), help . (help ...

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...

Внимание как условие познавательной активности
Одно из важнейших условий активизации учебно-познавательной деятельности — мобилизация внимания всех учащихся группы и оперативное управление им не каждом этапе урока. Видимо, любой метод обучения станет активным, если он реализуется на фоне интенсивного и устойчивого внимания учащихся. Психологиче ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru