Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности

Педагогика » Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся » Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности

Страница 2

К основным понятиям проблемного обучения относятся не только его единицы - проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, - но и проблемность и проблематизация. Корневая сема всех этих понятий -«проблем» - и является первопричиной их многозначности, поскольку каждый автор высвечивает в данном объекте свои стороны. При этом главная проблема - неоднозначность, двойственность, тройственность -заключается не столько в различных определениях этих понятий, сколько в различии связей, установленных между ними. Именно поэтому содержание этих понятий можно раскрыть лишь через существующие между ними связи: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация. Исходя из цели обучения как развития личности в ценностном пространстве можно определить понятия, входящие в содержание проблемного обучения: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация.

Проблемность - главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) — может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими категориями, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их взаимодействия, или необходимость действовать.

Проблемная ситуация - способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача - средство создания проблемной ситуации, имеет оболочку, материализованную в ее формулировке, устной или письменной, ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблема - противоречие, единица содержания в материальном и идеальном пространствах, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком.

Проблематизация - механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом. Данная последовательность может быть представлена следующим образом:

Проблематизация является механизмом, который лежит в основе усмотрения или вскрытия очевидной или неочевидной объективной проблемы в учебном содержании субъектами проблемного взаимодействия (на начальном этапе осуществляется учителем, на последующих - учеником). Поэтому проблематизация лежит в основе создания проблемности как условия развития и осуществляется на трех уровнях, соотносимых с тремя единицами проблемного обучения: 1. Проблематизация учебного содержания - текста (единица -проблема). 2. Проблематизация учебного процесса (единица - проблемная задача). 3. Отношение проблематизации учебного содержания и учебного процесса (единица - проблемная ситуация). На этом основании может быть построена совокупная модель проблематизации, имеющая, соответственно, трехкомпонентную структуру.

мышление обучение

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...

Дерево мероприятий для подцели «Проанализировать существующую ситуацию, выбрать тип портфолио»
Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: · эффективность варианта; · сложность реализации варианта; · затраты времени на подготовку варианта; Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 1: Таблица. Матрица опроса экспертов: Критерии (факторы) Эксперты 1 2 3 4 5 Эф ...

Внимание как условие познавательной активности
Одно из важнейших условий активизации учебно-познавательной деятельности — мобилизация внимания всех учащихся группы и оперативное управление им не каждом этапе урока. Видимо, любой метод обучения станет активным, если он реализуется на фоне интенсивного и устойчивого внимания учащихся. Психологиче ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru